Студопедия — Общественная ценность государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественная ценность государства






В советской юридической, да и в обществоведческой литера­туре в целом, не было принято рассуждать о ценности и необходимо­сти государства и права. Это, на мой взгляд, обусловливалось: во-первых, тем, что с точки зрения марксизма-ленинизма государство и право нельзя было оправдывать потому, что они были орудием клас­сового господства, а с уничтожением классов государство и право отмирают; во-вторых, проблемой ценности государства и права серь­езно можно заниматься только в демократическом обществе, где можно спокойно рассуждать о том, зачем нам нужно государство и право. В недемократическом обществе такой вопрос просто невоз­можно обсуждать, поскольку там сама политическая власть односто­ронне определяет необходимость государства и права.

Проблему общественной ценности государства и права сего­дня нам необходимо поднять, потому что в условиях формирования

правового государства мы должны по-новому оценить роль, место и значение государства и права в обществе. Общественную ценность государства и права необходимо подчеркивать не только для оконча­тельного преодоления остатков идеи об их никчемности и отмирания в будущем, но и в целях повышения на глазах у людей их ценности, объективной необходимости. Сегодня нам необходимо серьезно за­няться совершенствованием государства и права, а это более или ме­нее будет эффективно осуществлено лишь тогда, когда люди, дейст­вительно будут убеждены в том, что государство и право нужны им и они служат им. Поэтому основная задача в проблеме общественного оправдания государства и права заключается в том, чтобы сами граж­дане конкретного государства вполне осознано оценили государство как свое создание, как объективно необходимую ценность. Государ­ство перед гражданами этого государства должно предстать не толь­ко как необходимость, но и как ценность, которую следует уважать, а также приумножать полезную сторону его деятельности. Государство должно пользоваться доверием своих граждан.

Проблема общественной ценности государства и права для нас имеет большое значение и в плане того, что в нашей стране еще далеко не преодолен государственный и правовой нигилизм. В этих условиях нужно развернуть широкомасштабную работу не только за подлинное государство и право, но и настойчиво и убедительно оп­ровергать измышления тех, кто еще так или иначе пытается прини­зить роль и значение государства и его законов в обществе. Нельзя нам и сегодня жить представлениями князя Кропоткина, который пи­сал, что «закон не имеет никакого права на уважение людей». Следу­ет заметить, что против законов, суда, государства в России в свое время выступали и довольно известные люди. Так, Л.Н.Толстой, ко­торый написал специальную статью о праве («Голос студенчества», 1910. № 1) говорил о том, что «суда не должно быть. Для воздействия на зло есть только один путь - воздаяние добром на зло. Царство Бо­жье наступит тогда, когда мы будем руководствоваться не правом, а заповедями Христа».

Возможно, многим и сегодня может показаться, что Л.Н.Толстой прав. Однако это только на первый взгляд: во-первых, Л.Н.Толстой подобен утописту: убийство можно остановить воздая­нием добра. Это утопия. К этому еще надо добавить возможные са-

мосуды, кровную месть и т.д. Думаю, что именно поэтому-то и поя­вилась необходимость в праве (справедливости) и в суде; во-вторых, Л.Н.Толстой не учитывал того, что заповеди Христа, по существу, и есть нормы канонического права. Мир знает немало примеров, когда за нарушение этих заповедей казнили неверных. Заповеди Христа наказание не отвергают. Эти заповеди и есть первичное право. Если в последующем эти заповеди обрели и юридическую силу (закреплены в законах государства), то это было сделано для того, чтобы усовер­шенствовать их и цивилизовать реакцию общества на нарушителей этих заповедей.

Без сомнения, отдельные государственно-правовые меры принуждения отталкивают альтруистов самим фактом своего сущест­вования. Однако и здесь положение может измениться, если «приме­рить» преступное воздействие, нанесенное другим на себя. В этом случае человек начинает понимать необходимость и полезность госу­дарственно-правового принуждения. Поэтому и здесь речь должна вестись не об отмене такого принуждения, а о том, как сделать это принуждение справедливым и эффективным для поддержания обще­ственного порядка.

Но самым слабым местом у критиков общественной ценности государства и права является то, что они не дают достаточно убеди­тельной альтернативы этим институтам. Допустим, что все это так: государство - это зло, право - бесполезная груда бумаг, неспособная сдерживать ни убийцу, ни насильника. Что же им в замену? Нравст­венность? Хорошо. Но, кто скажет, что нравственность сдерживает убийцу, насильника? Ведь можно поставить вопрос и таким образом. Думается, что именно потому, что нравственные нормы не справля­лись и не справляются со всеми эксцессами в обществе, люди и «изо­брели» законы и государственную власть.

Игнорировать государство и право, полностью заменить их нравственностью, любовью к ближнему и т.д. могут лишь люди, со­вершенно не знающие ни психологию человека, ни криминологию вообще. Ни одна проповедь не способна (это подтверждается истори­ей человечества) устранить человеческие пороки, ведущие к преступ­лениям. Бороться с преступностью лишь проповедью явно недоста­точно. Конечно, мы совершенно не отрицаем роль нравственности в воспитании людей, в удержании некоторых из них от совершения

преступных действий. Однако еще раз подчеркиваем, что право, за­коны, тюрьмы и другие атрибуты государства как раз и появились, чтобы лучше, эффективнее бороться со всякого рода преступления­ми, попирающими и нормы нравственности.

Думая об общественной ценности государства и права, недос­таточно лишь ве^сти разговоры об их необходимости. В обществен­ном оправдании государства и права сегодня на первое место выхо­дит ценностная сторона вопроса. Нам всем необходимо понять, что государство и право не просто исторически необходимые институты общества, но они есть учреждаемые людьми институты, создаваемые для обслуживания их же интересов. Если не делать акцента на ценно­стную сторону проблемы общественного оправдания государства, то само по себе признание лишь необходимости государства и права может привести к различным выводам. Ведь как марксисты, так и анархисты тоже не отрицали необходимость государства на опреде­ленном этапе развития общества. Так, Бакунин в статье «Бог и госу­дарство» писал: «...я не колеблясь говорю, что государство есть зло, но исторически необходимое, столь же необходимое в прошедшем, как рано или поздно будет необходимо его полное уничтожение». Простое признание исторической необходимости государства может использоваться и представителями антинародного государства. Даже им будут выгодны рассуждения в ключе объективной необходимости государства. Нам же сегодня важно уяснить подлинно народный ха­рактер государства, учреждаемость его народом как определенной политической общности. Как рукотворное, учреждаемое народом го­сударство, не просто необходимая реальность, но и сама необходи­мость которого объясняется интересами государствообразующего народа. Государство объективно необходимо для обслуживания ин­тересов государствообразующего общества.

Короче говоря, сколько бы мы не рассуждали о полезности или бесполезности государства и права, мы вынуждены будем прийти к одному выводу: государство и право объективно будут нужны об­ществу до тех пор, пока будет существовать само человеческое обще­ство. Отсюда речь нужно вести больше о том, какими должны быть эти объективно необходимые институты и что могут сделать сами люди, чтобы эти институты стали орудием служения им же. Таким образом, суть проблемы заключается в том о каком конкретном госу-

дарстве идет речь. Государство может быть и орудием насилия и ору­дием защиты людей. Право тоже: в одних руках оно опасное орудие, а в других - приемлемое. Поэтому нужно бороться не с государством и правом как таковым, а с антинародным государством и его правом для того, чтобы сделать их орудием служения интересам людей.

В области общественного оправдания государства и права в настоящее время должно быть найдено убедительное и приемлемое всеми идейное основание. Ни сакрализация государства и права, ни объявление их потребности в классовых интересах не могут оправ­дать сегодня государство и право. Необходимо найти и принять к всеобщему руководству ту основную идею, которая полностью оп­равдывает государство и право перед народом и поднимает общест­венную ценность этих институтов, заслуживает доверие людей.

Что касается поиска основной идеи, то она уже, думается, найдена человечеством на пути его исторического развития. Эта идея сводится к тому, что государство и право нужны людям для торжест­ва справедливости на земле. Справедливость в взаимоотношениях между сильными и слабыми, между богатыми и бедными - вот глав­ная задача государства и права. Нельзя ставить перед государством и правом задачу сделать всех счастливыми и богатыми - все это явно не под силу этим институтам. Люди сами должны стремиться к сча­стью и состоятельности. Государство и право - институты граждан­ского общества, и главная задача, которую они могут и должны вы­полнять, - это служить справедливости в межчеловеческих отноше­ниях. В современном мире именно справедливость выступает одним из важнейших устоев общества. К этому выводу человеческое обще­ство пришло через преодоление многих других измерений развития. Ни идея национального (в этническом смысле), ни идея классового государства и права не смогли обеспечить мира и стабильности в об­щественных отношениях. Справедливость в общественных отноше­ниях - вот та общая идея, которая должна выступать целью деятель­ности государства и закрепляться его законами. Государство и право, служащие справедливости, могут быть всецело оправданы граждан­ским обществом. Такое справедливое (правовое) государство как раз и является идеалом в государственно-правовом строительстве. К строительству такого правового (справедливого) государства стре­мится сегодня передовое человечество.

Рассуждая об общественном оправдании государства и права, нельзя не затронуть проблему трудностей на этом направлении раз­вития. Эти трудности связаны как с общим уровнем государственно-правовой культуры общества, так и с необходимостью поиска и спо­собов переформирования государственно-правовых институтов в действительные институты справедливости.

Государственно-правовая культура, правосознание, правовой образ в государствообразующем обществе должны соответствовать требованиям цивилизованного демократического режима развития.

Государство и право - это не чуждое обществу, как болезнь, явление, а естественный его продукт. Современное сложное и плюра­листическое общество без государства и права нормально функцио­нировать не может.

В то же время возвышение роли государства и права как ин­струментов гражданского общества не должно привести к такой бо­лезни, когда государство и право становятся панацеей от всех неду­гов общества. Попытка отрегулировать законами все и вся в конеч­ном счете приведет к зарегулированное™ и стеснению развития об­щественных отношений. Прежде чем подключить законы для регули­рования каких-то общественных отношений, необходимо убедиться в позитивности для общества всех возможных при этом последствий. Право, законы, какое бы позитивное значение они не имели в обще­стве, они все же есть производные институты общества. До права, законов есть еще что-то неправовое, метаправовое. Это не что иное, как сама жизнь общества с его сложными нравственными основами, обычаями, традициями, культурой и сложившимся бытом. Государ­ство и право не только не могут не учитывать все жизненные, но и, даже при желании кого-то, не могут круто изменить, повернуть об­щественную жизнь. Поэтому на государство и право нужно возлагать только такие надежды, которые они объективно могут оправдать. Само гражданское общество должно быть дееспособным, могущим эффективно использовать государственно-правовые институты в нужном направлении. Государство само по себе и с помощью законов не может решать такие задачи, которые не под силу и самому обще­ству. Нужно всегда иметь в виду, что государство и право - это ин­ституты (инструменты) самого общества.

К тому же обязательно нужно учесть, что и само правовое ре­гулирование общественных отношений - сложный процесс. Юриди­ческой наукой выработаны специальные учения о предмете правово­го регулирования (какие общественные отношения могут быть урегу­лированы правом, а какие жизненные процессы объективно не под­даются правовому регулированию), о методах правового регулирова­ния (какие приемы и способы нужно избрать при регулировании тех или иных общественных отношений). Весь механизм правового регу­лирования представляет собой целостную систему, где каждый ее элемент должен быть отлажен в совершенстве. Без учета данных юридической науки создать хорошо отлаженный механизм правового регулирования сегодня просто невозможно.

В целом общественное оправдание государства и права в гла­зах граждан для нас сегодня остается большой и нерешенной про­блемой. Как показывают социологические исследования в России, на сегодня государственным структурам, в частности, милиции доверя­ют лишь около 20 процентов опрошенных граждан, тогда как доверие полиции в США и в Германии со стороны граждан составляет более 60 процентов опрошенных. Думается, что доверие граждан к госу­дарству, то есть к власти явно не удовлетворительное. Такое положе­ние объясняется как влиянием на граждан нашей традиционной госу­дарственно-правовой идеологии, так и последствиями реальной дея­тельности нашего государства. Думается, что подлинное доверие граждан к своему государству, хотя и складывается из многих факто­ров, но добиться его необходимо обязательно, и в этом направлении нам предстоит еще много работать.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 194. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия