Французского Просвещения
Деизм – этонаправление в философии, сторонники которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Бога и Природы, видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более) и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. Философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения Франсуа Вольтер (1694– 1778) страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»). Он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Поэтому Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности. В отношении познания Вольтер выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Он выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»),а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескьё (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который также выступал с позиций деизма, т.е. видел в Боге создателя, но отвергал его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы. Он также видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности, отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы. Монтескьё считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения. Кроме того, он усмотрел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот). Монтескьё считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти. Он выдвинул идею «разделения властей», то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – и выступал за верховенство закона. Таким образом, философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи,на которых строится большинство современных демократических государств: особенно идея приоритета закона и идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально-политической философии и выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо: 1) он видел в Боге мировую волю и мировой разум; считал, что материя несотворима и объективно существует всегда; 2) считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений); 3) выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.; 4) был сторонником эмпирического (опытного) познания; 5) считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; 6) обосновал право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению); По его мнению, в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы. Руссо считал, что в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки. Философ Этьенн де Кондильяк (1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания. Он полагал, что мир познаваем, что человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств). С его точки зрения, окружающий мир является источником всех знаний, причем в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека). И, кроме того, самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
|