Студопедия — Философия Г.В.Ф. Гегеля. 66
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Г.В.Ф. Гегеля. 66






Од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831)– профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов. Вот что о Гегеле пишет известный отечественный философ Александр Спиркин (1918 – 2004): «Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философ­ским центром. Гегель читал там множество курсов: историю философии, эстетику, ло­гику, философию права, философию истории, философию религии, философию при­роды, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля по эстетике – Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспек­том. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя пред­ложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвы­чайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил сам их создатель, основоположник великой философской системы» (Спиркин А.Г., 2001, С.159).

К важнейшим философским трудам Гегеляотносятся: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812– 1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Философия религии» в 2-х томах (посм.), «Философия права» (1821), лекции по истории философии, философии истории, лекции по эстетике (посм.). Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея – Мировой дух) и диалектика как всеобщий философский метод.

Главная идея онтологии Гегеля заключается в отождест­влении бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собойединственно существующую подлинную реальность, но в то же время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей является Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружаю­щий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Человек в онтологии Гегеля играет особую роль, поскольку является носителем абсолютной идеи. Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через человека Мировой дух:

а) проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

б) целенаправленно и закономерно движется – действия, по­ступки человека, ход истории;

в) познает себя через познавательную деятельность человека;

г) творит – в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что:

· все (Мировой дух, человек, предметы, явле­ния и процессы) окружающего мира) содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

· данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

· единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

· существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

· данному тезису всегда находится антитезис – его противопо­ложность;

· в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

· данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезисом является «небытие» («абсолютное ни­что»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме. Поэтому противоречие, по Гегелю, – это не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Гегель считал, что развитие Абсолютного духа, а значит и всей истории происходит в сторону завоевания все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

1) восточную (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.), когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами;

2) антично-средневековую, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей;

3) германскую, т.е.современную Гегелю эпоху, когда, как он считал, себя осознают и свободны все.

Гегель считал, чтогосударство является формой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие (воплощение) свободы. Он полагал, что общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, е его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться. Тем более, что противоречия, конфликты в обществе, а также между государствами являются не злом, а благом, двига­телем прогресса во всемирно-историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, приведет к загниванию и моральному разло­жению. Регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 190. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия