Общая характеристика русской философии. 106
Многие мыслители задаются вопросом о том, существует ли самобытная русская философия. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Значительная часть философов XIX – начала XX века была склонна отвечать на этот вопрос отрицательно. В частности, историк и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885), соратник и друг одного из первых ярких русских философов Петра Яковлевича Чаадаева (1794 – 1856), придерживался взглядов о несамостоятельности русской мысли. Он считал, что русский человек начал жить лишь в XVIII веке, до этого же испытывал лишь тревожное и беспокойное стремление к такой жизни – не более того. В 1884 году, за год до смерти, уже после распада кружка западников, Кавелин опубликовал статью «Философия и наука в Европе и у нас», в которой подытожил свои размышления и которая была его философским завещанием. В этой статье он пишет, что философия в России никогда не являлась предметом серьезного интереса. Она была завезена из Европы, и различные философские учения, созданные там, оказавшись в России, становились объектом праздного дилетантизма и быстро сменяющейся моды. Западная философия гибла, не пустив корней на русской почве. Философские взгляды русских мыслителей были лишь слабым подражанием европейским образцам. В 1922 году в Петрограде вышла в свет книга русского философа Густава Густавовича Шпета (1879 – 1940) «Очерк развития русской философии», в которой автор также утверждал, что русской философии практически не существует. Некоторые ее проявления, по мнению автора, стали заметны лишь в начале XX века. В наши дни этот вопрос так же актуален. Современный исследователь Сергей Сергеевич Аверинцев (род в. 1937) поставил закономерный вопрос о том, является ли русская философия философией или просто «русской мыслью». Этот вопрос вполне обоснован, поскольку рациональное осмысление мира и существования в нем человека – это вопрос собственно философский, тогда как в России осмысление в большей степени совершается средствами искусства, и в первую очередь – художественной литературы. Кроме того, русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как собственно философские. Например, это проблема места России в мире, который дискутировался на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему. Тем не менее, наверное, следует думать, что если о русской философии говорят – значит, она все-таки есть. Вопрос только в том, что именно подразумевается под русской философией. Прекрасную характеристику специфики русской философии дал Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988): 1) русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности; Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом; в связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но и философскими и гениальными. Специфика современной русской философии определяется целым рядом исторически обусловленных обстоятельств: русская философия исконно имеет свои собственные традиции, которые были заложены такими мыслителями, как П.Я. Чаадаев, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, М.М. Бахтин. Конечно, концепции этих мыслителей сформировались под сильным влиянием европейской культуры, но это не означает, что русская философия не имеет ничего оригинального, исключительно производна и вторична; Россия подарила миру значительное число оригинальных философов (например, творчество такого мыслителя, как B.C. Соловьев, гораздо лучше известно и изучено в Европе, чем в России; оригинальность русской философии связана с тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в себя не римскую (интеллектуализированную) традицию, а в большей степени мистическую, чувственную византийскую. Конечно, эта традиция тесно связана с платонизмом. Тем не менее, для русской философии в гораздо большей степени характерны мистические обертоны и склонность к интуитивному, чувственному познанию; русская философия начала XX века находилась в авангарде мысли. Именно русские философы (Фёдр Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) стояли у истоков экзистенциализма – одного из наиболее влиятельных направлений в современной мировой философии. Кроме того, заметное развитие в начале века получили идеи феноменологии (в России ее представлял Густав Шпет); разрушение железного занавеса в результате падения СССР привело к тому, что в России для широкого круга людей стали доступны самые разнообразные философские тексты, созданные за последний век. В настоящее время русская философия активно вбирает в себя всё то, что волей судьбы было для нее недоступно.
|