Ранняя русская философия IX – XVIII веков. 106
Можно выделить следующие четыре основных этапа русской философии: 1 ) Ранняя русская философия IX – XVIII веков, которая охватывает: а) период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; б) философию периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); в) философию XVIII века; 2) Философия XIX века, в котораявключала в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое, философию космизма и др.; 3) Русская (и советская) философия XX века представленная, главным образом, философией марксизма-ленинизма, философией космизма, естественно-научной философией и философией «русского зарубежья». 4) Постсоветская российская философия (конец ХХ – начало ХХI века). Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. Он соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство, право и природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: Иларион (середина XI в.), который в основном произведении «Слове о Законе и Благодати», популяризировал и анализировал христианство, его роль в настоящем и будущем Руси; Владимир Мономах (1053 – 1125), который в основном произведении «Поучение», своеобразном философском морально-нравственном кодексе, дает поучения потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); Климент Смолятич (ум. после 1164), который в произведении «Послание пресвитеру Фоме», затрагивает философские проблемы разума и познания; Филипп Пустынник (XI в.), который в произведении «Плач» затрагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального). Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII – XVII века. Главными темами, характерными для данного периода философии,являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание. Среди видных философов данного периода особенно выделяются: Сергий Радонежский (XIV в.) – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига; Философий (XVI в.), который также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва; Максимилиан Грек (1475 – 1556), который отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость; Андрей Курбский (1528 – 1583), который был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным; Нил Сорский (1433 – 1508) и Вассиан Патрикеев (1470 – после 1531), которые выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян», т.е. сторонников сохранения прежних церковных устоев); Аввакум (1620 – 1682) и Никон (1605 – 1681), которые также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов; Юрий Крижанич (1618 – 1683), который выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога. Русская философия XVIII века включает два основных этапа в своем развитии: во-первых, философию эпохи петровских реформ и, во-вторых, материалистическую философию середины и второй половины XVIII века. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича (1681 – 1736), Василия Никитича Татищева (1686 – 1750) и Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708 – 1744). Основной направленностью их философии была социально-политическая проблематика: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других), войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и другими. Основными представителями материалистического направления были: Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), который в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии, а также выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад; Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802), который также, как и Ломоносов, стоял на последовательно материалистических позициях стоял. В частности, в работе «О человеке, его смертности и бессмертии» Радищев полемизировал с представлением о бессмертии души. С его точки зрения, душа человека смертна, поскольку тот факт, что душа бессмертна, нельзя доказать на опыте: его можно принять лишь на веру. Помимо обоснования материалистических начал бытия Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Ее кредо: борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.
|