Студопедия — Д. М. Фельдман КОНФЛИКТЫ В МИРЕ ПОЛИТИКИ1
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Д. М. Фельдман КОНФЛИКТЫ В МИРЕ ПОЛИТИКИ1






Книга Д.М. Фельдмана — первое отечественное пособие, специально предназначенное для изучения конфликтов в политических отноше­ниях. Появление ее в стране в 1997 году было своевременным, так как политические конфликты стали реальностью нашей жизни. Автор по­казывает, что мир политического — это область не только постоянной, но и повышенной по сравнению с другими сферами общественной жизни конфликтности.

 

Печатается по изданию: Фельдман Д. М. Политология конфликта. — М., 1998.

 

Несмотря на все попытки и нередко дорогостоящие усилия замаскировать политическое значение социально­го конфликта, несмотря на неумение или нежелание уви­деть политику в противоборстве общественных интересов, она рано или поздно обнаруживает себя. Какие бы интере­сы ни сталкивались, в какой бы сфере общественной жиз­ни это ни происходило, всюду, где присутствуют власть, авторитет, господство и подчинение, «разлита» политика.

Но значит ли это, что все общественные конфликты являются политическими?

Ответ на этот вопрос предполагает выяснение того, где проходят границы, отделяющие мир политики от «непо­литики», в чем состоят сущность и содержание характер­ных для этого мира конфликтов.

Конфликты и власть

Современный французский политический мыслитель, ученый и литератор М. Дюверже в книге «Социология по­литики» так сформулировал свое понимание границ поли­тического: «Все — или почти все — имеет политический аспект, и ничто — или почти ничто — не принадлежит по­литике целиком». С этим изящным и точным афоризмом нелегко согласиться рядовому человеку, который на осно­ве своего жизненного опыта и здравого смысла считает себя далеким от политики и ничего не знает о существова­нии каких-то там «политических аспектов».

Суть дела здесь не в том, что некоторые из нас, говоря прозой, как и герой Мольера, не знают об этом. Она за­ключается не столько в «незнании» или в терминологиче­ских тонкостях, сколько в отношениях господства и под­чинения, которые в разных обликах присутствуют почти в любой сфере общественных отношений, проявляясь и в материнской любви, и в конфликтах между цивилизация­ми. Применительно к конкретному человеку это означает, что, как писал Г. Моргентау, выдающийся американский теоретик-обществовед (которого многие современники уже при жизни считали классиком политической науки), «когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществля­емый человеком контроль над сознанием и действиями других людей». Несколько шире эту же мысль сформули­ровал другой известный американский политолог Р. Даль: «А имеет власть над В в той степени, в какой он может за­ставить В сделать то, что В не сделал бы в иных условиях». Рассуждая в этой логике, Б. Рассел, английский уче-ный-экциклопедист, физик, математик, логик, философ, а также общественный деятель и лауреат Нобелевской премии по литературе, писал: «А обладает большей вла­стью, чем В, если А достигает множества намеченных ре­зультатов, а В лишь немногих».

Умозаключения рассуждающих подобным образом приверженцев идеи универсальности властных, составля­ющих ядро политики отношений, не сводятся к простень­ким алгебраическим уравнениям. Подчеркивая всеобщ­ность, фундаментальность значения власти в сфере поли­тики, они уподобляли ее роль роли денег в экономике (Т. Парсонс) или энергии в физике (Б, Рассел). Этот подход среди многих других более или менее значительных и ин­тересных результатов его применения способствовал вы­работке широкого понимания политики как системы вла­стных отношений или, что почти то же самое, отношений по поводу власти.

Сегодня этот подход сосуществует с традиционным, идущим еще от Аристотеля и утвердившимся на протяже­нии веков пониманием политики как участия в делах госу­дарства, как отношений, возникающих исключительно в связи с государством, с определением и осуществлением задач и форм его деятельности.

Различия между этими подходами более значительны, чем может показаться на первый взгляд, и уж во всяком случае не годятся к различию в словесно-терминологиче­ском оформлении взглядов ученых, разрабатывающих одну и ту же проблематику. Главное из этих различии со­стоит в определении сущности политики, а следовательно, и возникающих здесь конфликтов.

Действительно, жизнь в современном обществе не­мыслима без регулируемых государством отношений соб­ственности, устанавливаемых и контролируемых государ­ством правовых норм поведения в любой сфере обще­ственных отношений — от уличного движения до деятель­ности на международной арене, вне того или иного госу­дарственного устройства. И все это — только часть много­образных проявлений существования государства. Ведь если обратиться к деятельности местных или центральных органов управления, средств массовой информации или профсоюзов, установлению образовательных или техни­ческих стандартов, соблюдению прав человека; здесь, как и во многих других сферах жизни общества, легко обнару­жить присутствие государства, более или менее успешно организующего жизнь миллионов своих граждан.

Государство, будучи институтом поддержания стабиль­ности и целостности общества, его безопасности и воз­можности воспроизведения, контролируя и регулируя де­ятельность составляющих его социальных групп, является главным, базисным политическим субъектом, располага­ющим специализированными органами и средствами для обеспечения своего господства, выполнения политиче­ских, властных функций.

Однако властью в обществе обладает не только госу­дарство или те, кто действует от его имени (например на­логовый инспектор, офицер или дипломат). Соответст­венно, и политика не связана исключительно с государст­вом. Даже не углубляясь в историю человечества, которая знает и негосударственные формы организации обще­ственной жизни, нельзя оспорить тот факт, что власть мо­жет принадлежать и тем, кто осуществляет ее помимо го­сударства. Среди них — и мама, не пускающая гулять до тех пор, пока не сделаны уроки, и руководители партии или туристской группы, требующие соблюдения приня­тых в данном сообществе внутренних правил, и террорист, вымогающий выкуп за жизнь захваченных им заложни­ков, и многие другие социальные субъекты и общности.

Патриарх современной политологии К. Шмитт писал, что уравнение «государственное — политическое» стано­вится неправильным и начинает вводить в заблуждение. Чем больше государство и общество начинают пронизы­вать друг друга, тем в большей мере все вопросы, прежде бывшие государственными, становятся общественными, и наоборот: все дела, бывшие «лишь» обще-ценными, ста­новятся государственными, как это необходимым образом происходит при демократически организованном обще­ственном устройстве. Тогда области, прежде «нейтраль­ные» — религия, культура, образование, хозяйство, — пе­рестают быть нейтральными, т. е. не-государственными и не-политическими. Именно в этих обстоятельствах в сфе­ру политики входят и начинают активно, самостоятельно действовать экологические и конфессиональные движе­ния и объединения, национальные и сексуальные мень­шинства, любители пива и защитники животных, а также многие другие, включая «крестных отцов» и «детей Черно­быля», жертв финансовых афер и стихийных бедствий.

Все сказанное позволяет утверждать: понятия «власть» и «государство» не противостоят друг другу. Все и упомя­нутые здесь, и другие специалисты по теории и практике политики не отрицают доминирующей роли государства в политике, хотя не все согласны с тем, что в жизни таких социальных общностей, как профсоюз, фирма или семья, есть политические аспекты. Однако сегодня все труднее спорить с тем, что «нет и не может быть общества без поли­тики, поскольку все сферы и формы общественной жизни и деятельности в той или иной форме и степени прониза­ны политическим началом».

В свою очередь, политики-практики, не включаясь в теоретические споры о различиях между политическими отношениями в обществе и политическими аспектами не­политических общественных отношений, видят полити­ческое не только в государстве, деятельности обществен­ных организаций, различных по своей природе социаль­ных институтов и органов, но и в спорте, моде и т. д. t

Не случайно использование спортсменами допинга поощрялось политическим руководством ряда тоталитар­ных государств, а победа или поражение своих футболи­стов или хоккеистов в тех странах, где очень любят хоккей и футбол, нередко является очень важным событием и во внутриполитической жизни, и в отношениях с другими го-

сударствами. Не случайно и то, что приверженность к тому или иному стилю одежды многими рассматривается как выражение политической позиции и даже свидетельство принадлежности к стилю политической деятельности. Полувоенные костюмы и хромовые сапоги «сталинских наркомов», истрепанные джинсы и свитера «новых ле­вых», бунтовавших в 60-е годы, — далеко не единичные примеры политической моды.

Как это ни удивительно, но к сфере политики принад­лежат и духи «Красная Москва», и протухшее мясо, послу­жившее поводом для восстания на броненосце «Потем­кин», и бутылки водки с портретами кандидатов в прези­денты России. Однако в определении степени этой принад­лежности, как и в потреблении популярного национально­го напитка, необходима мера. Эту же мысль современный французский политолог М. Мерль высказал в более об­щей, но не менее категорической форме: «Не стоит зло­употреблять идеей о специфических свойствах политики. Границы нашей дисциплины очень хрупки; они подвиж­ны как во времени, так и в пространстве (то, что является политикой в одном месте, не является ею в другом, и нао­борот)». Именно соблюдение меры, понимание относите­льности границ политики, что, по счастью, вполне совме­стимо с самыми последовательными политическими убеждениями, позволяет не сводить жизнь в обществе к политической жизни.

Хотелось бы, чтобы эти рассуждения и сопоставления помогли не только разграничить политические и неполи­тические отношения, но и показали бы относительность, неустойчивость, проницаемость границ между политиче­скими и всеми другими конфликтами.

Вы, по-видимому, уже усвоили широкое понимание политического конфликта как любого конфликта, в кото­ром затрагивается вопрос о политической власти. В более тесном, узком смысле — это конфликт в системе политиче­ских отношений, сущностью которого является борьба за власть, ее сохранение или перераспределение.

Как правило, эта борьба камуфлируется или приукра­шивается той или иной идейно-политической мифоло­гией. При этом сюжеты используемых мифов варьируются довольно широко: от божественных знамений и помаза­ния вступающего во власть до «всенародного одобрения решения партии», поручающей «нашему дорогому» N за-

нять высокий пост «слуги народа». Но ни эти, ни ка­кие-либо другие формы, способы, приемы «прикрытия» вхождения во власть и ее осуществления не могут скрыть того имеющего принципиальное значение и потому мно­гократно упоминаемого в этом учебном пособии обстоя­тельства, что политика в любом ее конкретном воплоще­нии неотделима от конфликта.

Не только политический анализ, но и политическая история любой страны и любого общества подтверждают, что конфликт имманентно (т. е. внутренне, неразрывно) связан с политикой, присущ любым властным отношени­ям — будь то сфера собственно политического или много­образные политические аспекты и проявления любых об­щественных отношений.

Это признается большинством политологов, хотя во­просы о соотношении политики и конфликта, о том, «что с чего начинается», нередко трактуются с близких, но про­тивоположных позиций. Одни полагают, что «сказать о чем-то, что это политика, значит сказать, что это «что-то» полемично. Такие понятия, как республика, класс, суве­ренность, абсолютизм, диктатура, нейтралитет и мир, не­постижимы, если при этом не указаны их цели, против кого они направлены и кого они стремятся отвергнуть или опровергнуть. Словом, не борьба порождает политику, а политика, напротив, несет в себе конфликт, который мо­жет в предельном случае породить войну». Другие склон­ны считать, что, «в сущности, политика начинается там, где на основе расхождения интересов возникают конф­ликты, которые она должна разрешать».

Не включаясь в этот спор, победа (равно как и пораже­ние) в котором вряд ли имеет большее практическое зна­чение, чем решение известной задачи о яйце и курице, сделаем общий вывод: конфликты присущи всем сферам об­щественных отношений, и хотя почти каждый из них мо­жет иметь политическое значение, но только конфликты по поводу власти, из-за отношений господства и подчинения яв­ляются политическими.

Итак, политика, сфера политических отношений — это мир, где.мира нет и быть не может. Мир политического — это область не только постоянной, но и повышенной по сравнению с другими сферами общественной жизни конфликтности.

Круг тех, кто был, есть или может стать участником по­литического конфликта, очень широк и, по существу, включает в себя всех, кто причастен к миру политики — от рядового гражданина до союза государств. По сути дела, для возникновения политического конфликта необходи­мы (но еще недостаточны) только два условия: наличие противоборствующих интересов, состоящих в перерас­пределении или удержании власти, и политиков, т. е. тех, кто осознает, выражает и воплощает эти интересы.

Конфликты и политики

Любой политик, представляя в высших органах госу­дарства, на международной арене, в парламенте или на площади интересы тех, кто его избрал, уполномочил или хотя бы просто не возражает против его деятельности, осу­ществляет и свои интересы, преследует свои цели, стре­мится к собственному благу. Давая обещания еще более улучшить хорошее или окончательно искоренить плохое, «повысить доходы» или «понизить расходы», он прежде всего связывает выполнение или невыполнение этих обе­щаний со своим положением, обеспечивающим ему место во власти, — среди тех, кто по возможности господствует над многими, а подчиняется немногим.

Как правило, степень расхождения между интересами тех, кого представляет и кем руководит политик, и его соб­ственными обнаруживается лишь в ходе политической де­ятельности. Дистанция и восприятие этого «расхождения» во многом связаны с тем, насколько как управляющие, так и управляемые удовлетворены своим положением в систе­ме общественных, в том числе и политических, отноше­ний. Не будем обсуждать здесь вопрос о том, какая именно составляющая этой системы воспринимается в обществе острее — политическая, правовая, экономическая или ка­кая-либо другая. Поиски ответа на него связаны с поста­новкой и обсуждением целого ряда других вопросов: где? Когда? В какой стране? В каких исторических условиях? Кто и как это воспринимает? Но, даже не ответив на них, можно утверждать: общество, в котором высока внутрен­няя неудовлетворенность, это общество, в котором высока вероятность политического конфликта.

Многое при этом зависит от взаимодействия и взаимо­обусловленности личности и политического конфликта.

Часто повторяющаяся, типичная и вместе с тем всегда уникально-своеобразная ситуация политического конф­ликта открывает возможность выявить инвариант, т. е. не­что повторяющееся и сохраняющееся в переживании ин­дивидом этой коллизии. Этот инвариант не сводится к описанным уже в «Артхашастре» или макиавеллевском «Государе» политическим технологиям, правилам и прие­мам исполнения той или иной роли в конфликте. Не ис­черпывается он также ни превращением человека в «субъ­ективный», «человеческий» или любой иной «фактор», ни набором социально-психологических или каких-либо других черт, присущих личности.

Здесь мы встаем перед проблемой сущности человека как политического феномена, обладающего неотчуждае­мыми и неизменно проявляющимися на протяжении едва ли не всей истории человечества характеристиками, обнаруживающимися в мире политики.

Как уже говорилось, политические конфликты являются предметом анализа на протяжении тысячелетий. В рамках различных традиций этого исследования ученые, начиная от Фукидида и кон­чая нашими современниками, связывают конфликт с био­логической, социальной, психосоматической, производ­ственно-классовой и т. д. детерминацией сущности чело­века. Представляется, что сейчас, в конце XX в., когда по­литические конфликты не только не уходят в прошлое, а, напротив, все чаще приобретают универсально-буднич­ную форму, их изучение не может не связываться с пони­манием политического конфликта- как неотъемлемого компонента формирования человека, процесса политиче­ской социализации личности.

Другими словами, политический конфликт — это не только выражение сущности человека, когда он участвует в системе властных, политических отношений, но и усло­вие формирования самого политического человека. Это, в частности, следует и из того факта, что становление и эво­люция политического человека неизбежно предполагают осознание (самосознание) его места во многоуровневой системе потенциально конфликтной оппозиции: «мы — они», «свои — чужие».

Какая бы конкретная причина ни вызвала политиче­ский конфликт — политика государства, отношения меж­ду различными этническими, конфессиональными или какими-либо другими группами населения, — он неизбежно вызывает требования к управляющим со стороны, по крайней мере, части управляемых: изменить цели, фор­мы или способы осуществления власти. Иногда эти требо­вания ограничиваются лишь устранением от власти поли­тических деятелей, проводящих данный политический курс, а иногда затрагивают и всю политическую систему общества.

В условиях внутриполитического конфликта повыша­ется вероятность смены политических лидеров — полити­ков, представляющих и ведущих тех, от чьего имени они принимают решения, В этих условиях утвердившиеся у власти политики вынуждены более или менее глубоко пе­ресматривать или даже изменять проводимую ими поли­тику, искать такой путь проведения преобразований, ко­торый позволил бы им сохранить и упрочить свое положе­ние в системе власти. Поиски такого пути осложняются появлением или активизацией конкурирующих полити­ков, заявляющих, что они лучше и точнее знают и выража­ют интересы той или иной общественной группы. Учиты­вая, что и обществе всегда есть те, кого устраивает сущест­вующее положение и сохраняющие его политические дея­тели, конфликтная ситуация может обостряться. Сталки­вающиеся интересы (а точнее стоящие за ними люди) мо­гут нарушить существующий политический порядок, из­менить установленный политический режим и даже раз­ломать, совершив революционные преобразования, всю сложившуюся систему политических отношений.

Специалисты, изучающие различные стороны деятель­ности политических лидеров, согласны между собой в том, что лидерство — это та роль, исполнение которой в отно­шениях между людьми удается не в каждой ситуации, и что те, кто являются лидерами в одной ситуации, не обязате­льно будут ими в другой. Однако такого единодушия нет, когда речь заходит о том, какого именно лидера требует возникшая конфликтная ситуация.

Одни, вслед за М. Вебером, считают, что общество, пе­реживающее серьезный кризис или политический конф­ликт, поражающий структуры власти, требует (и, как пра­вило, получает) харизматического лидера. Таким лидером является тот, кто может внушить веру в свои почти (а ино­гда и без «почти») сверхчеловеческие качества, в то, что он обладает способностями, особенно высоко ценимыми в данном обществе. Его сторонники верят ему просто потому, что ОН САМ ЭТО СКАЗАЛ, и отвечают ему преданно­стью, доходящей до готовности к самопожертвованию.

Другие, например хорошо известный в нашей стране французский политолог Ж. Блондель, профессор Евро­пейского института во Флоренции, считают, что подобная ситуация — необходимое, но недостаточное условие для появления харизматического лидера. В действительности, по их мнению, нет никаких определенных и ясных указа­ний на то, какие условия могут привести к появлению та­кого лидера. Приводимые ими данные говорят, что сте­пень зависимости остроты переживаемой ситуации и по­явления харизматического лидера очень невелика. Отсюда их убеждение в том, что понятие «харизматическая власть», тесно связанное с «божественными» или «сверх­человеческими» качествами ее носителя, не является удобным и практичным инструментом, с помощью кото­рого можно было бы описать и проанализировать полити­ческие процессы в обществе, даже переживающем конф­ликтную, кризисную ситуацию.

Независимо от приверженности одной, другой или ка­кой-либо третьей позиции, нельзя не заметить, что пове­дение сторон в конфликте, осуществление власти или ее смена в условиях конфликта не отделены каменной сте­ной от сложившейся в данном обществе политической традиции, тесно связаны с существующими там ценностя­ми, типом политической культуры и стереотипами поли­тического поведения. Другими словами: как живем, так и конфликтуем.

Пожалуй, лучше всего подтверждает это утверждение рассмотрение тех типовых ситуаций, которые возникают в ходе взаимодействия управляющих и управляемых. Спе-. циалисты по управлению различают «жесткие» ситуации, возникающие в условиях острого дефицита ресурсов или каких-либо вызовов, угрожающих системе и требующих заданной реакции, «средние» и «мягкие». Для двух послед­них характерно снижение остроты дефицита ресурсов, повышение степени свободы, независимости в действиях как управляющих, так и управляемых. Считается, что в «жесткой» ситуации наибольшую эффективность имеет авторитарный стиль руководства, в «средней» — демокра­тический, коллегиальный, а в «мягкой» повышается эф­фективность авторитарного стиля.

Приняв установленное таким образом соответствие характера ситуации и стиля лидерства, А. С. Панарин, один из наиболее талантливых отечественных политоло­гов, дает ему соответствующее объяснение. В «жесткой» ситуации лидеру необходимо выбрать главное и во имя этого пожертвовать всем остальным, включая роли чутко­го коллеги, наставника, благожелательного советника и т. д. Авторитарный стиль лидерства предполагает повы­шенную готовность к достижению целей любой ценой, со­средоточение, централизацию и даже персонификацию власти, что в общем-то отвечает самому характеру «жест­кой» ситуации. Зная, что эти ситуации оправдывают авто­ритаризм и суровые меры принуждения, лидеры автори­тарного стиля склонны искусственно создавать их, под­держивая высокий уровень напряженности в том обще­стве или той социальной группе, где они действуют.

Наибольшая эффективность демократического стиля в «средней» ситуации объясняется тем, что он позволяет по­лучить широкую поддержку различных людей и социаль­ных групп, дает возможность лидеру поощрять их участие в решении общих задач, используя при этом для получения результата находящиеся в их распоряжении материальные, духовные и информационные ресурсы. Что касается «мяг­кой» ситуации, как правило оказывающей расслабляющее влияние на 6е участников, то эффективность авторитар­ного стиля определяется способностью лидера использо­вать этот стиль как своего рода компенсацию, позволяю­щую мобилизовать и повысить ответственность людей, направив их энергию на совершение нужных, но, как им кажется, не обязательных и не срочных действий.

Рассмотрение личностных, в частности психологиче­ских, характеристик лидера и других участников конфлик­та выходит за рамки данного учебного пособия. Но уже сказанного достаточно, чтобы констатировать: независи­мо от того, какая именно ситуация по своему характеру бо­лее всего близка данному политическому конфликту, вы­двигаемые ею требования обусловливают либо выход на передний план «новых» политиков, отвечающих этим тре­бованиям, и рост их влияния, либо усвоение «старыми», уже сложившимися политическими деятелями соответст­вующего ей стиля действий и принятия политических ре­шений.

Принятие решений изучается самыми разными наука­ми — от психофизиологии до специальных отраслей мате­матики, занятых оптимизацией этого процесса по уста­новленным критериям. Политическая наука рассматрива­ет принятие политических решений как волевое, целена­правленное управленческое действие, направленное на изменение или сохранение отношений в системе власти, совершающееся по технологии, определяемой природой и характером данной системы, правилами и особенностями ее функционирования.

Политик, выступая как лицо, принимающее решение (ЛПР), несвободен в своих действиях. Выбор вариантов принимаемых им решений ограничен нормами, институ­тами и традициями данной политической системы, уров­нем информационной, ресурсной и социальной поддерж­ки, способностью управляемых воспринять и осуществить принимаемые решения, самой средой, в которой они вы­рабатываются. Так, в «жесткой» ситуации политического конфликта ЛПР приходится сталкиваться с дефицитом времени и информации, давлением противника и разно­гласиями в своем собственном окружении, с эмоциональ­ными перегрузками и разного рода стрессами. Оценивая этот процесс, так сказать, «изнутри», бывший министр обороны США Р. Макнамара — политик, имеющий бога­тый опыт участия в выработке решений во время острей­ших конфликтов на Ближнем Востоке и в отношениях между СССР и США — констатирует, что по мере того как в каждом из этих случаев конфликт обострялся, «напря­женность усиливалась, эмоции накалялись и опасность принятия иррациональных решений увеличивалась».

Однако какое бы — рациональное, нерациональное или иррациональное — решение ни принял политик и ка­кие бы уважительные причины и обстоятельства на него ни влияли, о качестве этого решения (да и о самом ЛПР) можно более или менее обоснованно судить только по ре­зультатам и последствиям, связанным с принятым реше­нием. Именно в этом результате обнаруживается совпаде­ние или степень расхождения собственных интересов по­литика с интересами представляемых и управляемых им людей. И только после анализа последствий и результатов можно судить о политике не по его намерениям и обеща­ниям, а по их воплощению в жизнь.

Понятно, что «после», потом, в будущем причины и обстоятельства могут измениться, будут выглядеть по-дру­гому. Поэтому искушенный в политике государь, прези­дент, правитель, руководитель ведомства, депутат или де­легат зачастую следует совету Никколо Макиавелли — од­ного из первых и самых популярных политологов в исто­рии человечества. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание... А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не всту­пило в силу или пошло прахом из-за того, что государи на­рушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру».

Хотя Н. Макиавелли часто издают, много и охотно чи­тают, тем не менее, наверное, есть политики, не знакомые с этим высказанным более четырехсот лет тому назад сове­том. Во всяком случае, подобные рекомендации некото­рые из них делают и от своего имени, как, например, пре­зидент США Т. Рузвельт (1858—1919). Под его руководст­вом Америка проводила активную экспансионистскую внешнюю политику, не останавливаясь перед применени­ем силы оружия для установления и закрепления своего политического влияния и господства. Наставляя своих преемников и последователей, Т. Рузвельт писал: «Истин­ный государственный деятель должен пренебречь любым договором, если действия по его поддержанию могут пред­ставить собой серьезную опасность для нации». Думается, что, по крайней мере в этом случае, Т. Рузвельт себя от на­ции не отделял.

Как свидетельствует исторический опыт осуществле­ния и изучения практической политики, многие из тех, кто дает и принимает подобные советы, независимо от того, почерпнули они их из книг или считают результатом собственного опыта, осуждают Н. Макиавелли и его про­должателей за политический цинизм и беспринципность. Раскрытие и обнародование даже хорошо известных сек­ретов власти не поощряются в мире политики.

В стремлении к власти, к ее получению, укреплению и удержанию используются самые разнообразные, как «чис­тые», так и «нечистые», формы и средства борьбы за право представлять интересы той или иной общности и, используя ее ресурсы, мощь и влияние, от ее имени удовлетво­рять интересы правящих. Эта борьба может вестись от­крыто, когда, например, представители соперничающих политических партий публично — на месте, отведенном для общественных собраний, перед телекамерами или на страницах газет — сражаются за должности архонта, пре­тора, президента, члена комитета или депутата. Она может принимать и характерную для кремлевских политиков форму «схватки бульдогов под ковром», о которой говорил У. Черчилль, выдающийся английский политический дея­тель, неоднократно занимавший пост премьер-министра своей страны и сам отличавшийся бульдожьей хваткой.

Для политика, ведущего борьбу за власть и влияние, победа в политическом конфликте означает, как мини­мум, свидетельство профессиональной пригодности, от­крывает пути к переходу на новый, более высокий уровень деятельности, туда, где его власть, а значит возможность направлять и контролировать других людей в своих инте­ресах, будет возрастать. Именно в этом, если трезво оце­нивать декларации о готовности к самоотверженному слу­жению народу, о своем долге перед избирателями и жела­нии поработать на благо общества, состоит неизменный, глубокий внутренний импульс, объединяющий весьма разнообразные мотивы деятельности самых разных поли­тических деятелей.

Анализируя эмпирические исследования мотивов дея­тельности зарубежных политиков-законодателей, Г. Г. Дилигенский — видный отечественный специалист по соци­ально-политической психологии — делает заключение, в полной мере справедливое и по отношению к российским политикам, что независимо от своих исходных личных мо­тивов любой активный политик вынужден овладеть ка­кой-то позицией в системе власти и заботиться о ее сохра­нении. Эта позиция, закрепляется ли она занятием како­го-либо поста, получением должности, статусом или член­ством в выборном органе, лидерством в партии, движе­нии, парламентской фракции, реализует ли она власть ин­дивидуальную или групповую, необходима для осуществ­ления политических целей. При этом одни политики счи­тают власть самостоятельной ценностью, обладание кото­рой само по себе является целью их деятельности, для дру­гих она — средство, обеспечивающее возможность дости­жения разнообразных, в том числе и неполитических, целей. Но и в том, и в другом случае политик вовлекается в борьбу за власть, и чем острее и напряженнее эта борьба, тем больше шансов, что данный вид вовлеченности и сти­мулирующая его цель — победа, накладываясь на все дру­гие мотивы, в конце концов сам станет доминирующим мотивом деятельности политика.

Но, преследуя свои благородно-возвышенные, эго­истические, а то и грязно-низменные цели, политики в той или иной мере действительно служат обществу, управляя его делами и организуя его жизнедеятельность. Полити­ки-профессионалы оказываются прямо-таки вынуждены доказывать свою состоятельность, дабы отстоять свое су­ществование и право на дальнейшую работу «по специаль­ности» в противоборстве, а иногда и в конфликтах с други­ми претендентами, т. е. с такими же политическими деяте­лями, число которых никогда не бывает меньшим, чем ко­личество удобных, высокооплачиваемых, вообще «хоро­ших» мест во властных структурах.

Победители в этом противоборстве, длящемся многие тысячелетия и развивающемся в разных исторических условиях, в различных политических системах, режимах и институтах, никогда не могут быть спокойны и уверенны в прочности своего господствующего положения. Причем это справедливо как по отношению к демократически из­бираемым и сменяемым лидерам, так и по отношению к наследственным монархам и пожизненным диктаторам, насильственная смерть которых нередко является своего рода неизбежным «профессиональным риском». Но это не единственная цена, которую политику приходится пла­тить за поражение в политическом конфликте. Куда страшнее может быть сохраняющееся в памяти поколений негодование и презрение по отношению к тем, кто вверг своих сограждан, свой народ и свою страну в беду. Правда, нельзя не признать, что нередко именно громадный раз­мах злодеяний и вопиющая безнравственность совершен­ных действий некоторыми людьми воспринимаются как свидетельство величия политического деятеля.

Подробнее мы остановимся на этом далее, в главе, по­священной отечественным политическим конфликтам, сейчас же необходимо сказать о тех, кто уже неоднократно упоминался ранее и по своей профессии также принадле­жит к миру политики.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 157. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия