Студопедия — Тема №11.Человек и идеалы гуманизма в культуре Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема №11.Человек и идеалы гуманизма в культуре Возрождения






Ренессанс (русской калькой которого и служит слове «Возрождение»)-принято считать, что это понятие было окончательно утверждено историком искусства середины XVI века Джорджо Вазари в его «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550г.)» Центр мирового устройства сместился - в направлении человека, баланс сил нарушился - в пользу личности. В полном смысле о Ренессансе можно говорить, обратившись к Италии 15-16 в.в. Но Ренессанс (Возрождения) практически был во всех странах - и на Востоке и на Западе, одновременные рамки его сдвигаются, в зависимости от стран. Ренессанс возник не на пустом месте, своими корнями он уходит в предшествующие эпохи: античности, средний и порой их трудно разделить. Наивысшего расцвета Культура Ренессанса, достигла в Возрожденческой Италии. Возрождением стали называть себя итальянцы, чтобы отлеживаться от зажатого условностями средневековья; чтобы подчеркнуть свою неразрывную связь с античностью была создана на новом уровне прекрасную культуру своей эпохи. Итак, возрожденческие явления в древних странах, кроме западной, тоже место. Восточное возрождение представлено достаточно широко, а по времени даже раньше, чем в Европе. Оно было во многих национальных культурах Востока: в Армении (Х-ХIIIв), Грузии (Х1в), Средней Азии (X-ХVв.в), Казахстане (ХVIIIв). Китае Возрождение начиная с ХII-ХIIIв.в. Н.И.Конрад в статье «Об эпохе Возрождения» подчеркивает, что в целом для мирового Возрождения и Восточного и Западного характерны 3 тенденции: везде одинаковы, ровны и свободны чувство человечности; освобождение человеческого разума от жестких догм; опора в поисках истины на античную классическую культуру, что правда не исключало использование методов светской мистики. В эпохе Возрождения человек, личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становятся индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма к общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступают против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль Творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающего в жизнь людей. Первой питательной средой Возрождения был средневековой город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город вырывается за рамки феодальной традиции, происходит, например, в Италии с ХII в, а в Нидерландах - с XV века. В Италии развитие городской культуры в силу целого ряда факторов шло более высокими темпами. Прежде всего, надо отметить такие факторы, как благоприятный климат, способствующий развитию традиционного хозяйства и промыслов, удобное географическое положение, позволяющее Италии быть торговым посредником между Востоком и Западом. Нужно иметь ввиду еще один фактор о том, что в Италии городская культура опиралась на мощную традицию античной городской культуры, была укоренена в исторической памяти народа. В эпоху Возрождения город формирует и свои политические идеалы. Главные устремления новых социальных сил были связаны с разрушением существующих феодальных перегородок между отдельными землями, с созданием единого централизованного государства. Одним из авторов политических теорий эпохи Возрождения молено считать Н.Макиавелли. Политические идеалы эпохи Возрождения запечатлены также в утопиях Т. Мора и Т.Кампанеллы. Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трехвекового развития дало высокие результаты. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывает удивление и восхищение. Все виды искусств переживали бурный подъем. В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворение в искусстве титанов Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15 в. и выражались в стремлении к величавости, монументализации и обобщенности образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно тогда, когда были исследованы распознанные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках - гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики» Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многократностью таланта. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483 - 1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизни, Рафаэль синтезировал достижение предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека во окружении величавой архитектуры или пейзажа. Рафаэль родился в Урбино, в семье скромного живописца, который был первым его учителем. Позже он учился у Тимотеа делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки в фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности. Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства - Микеланджело Буаноротти (1475 - 1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества,он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины. Великий художник и борец не разделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь - непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути к центру внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов. Влияние Микеланджело на современных ему художников и последующее поколение огромно. Однако мастера, непосредственно с ним соприкасавшиеся, заимствовали только внешние формы, отдельные мотивы его произведений, не связанных их с пониманием глубоких противоречий и трагизма эпохи, которые нашли отражение в искусстве Микеланджело.

Задание на дом:

1. Итальянское Возрождение: Новое мировоззрение;Этапы Возрождения

2. Северное Возрождение: Нидерланды, Англия, Испания

Тема № 12.Мир исламской культуры. Основные направления в исламе. Исламская культура принимает равенство всех мусульман перед Аллахом. Аллах - же абсолютная ценность и в жизни человека он не воплощается. В 1Хв. В исламской культуре появляется мистико-аскетическое течение суфизм. В нем переплетаются идеи зароастризма, понтеизма, неоплатонизма и мистики каббалы. В зароастризме противопоставляются добро и зло, борьба между которыми оставляет основное содержание исторического процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каббала - мистическое течение в иудаизме, заимствование у неоплатонизма учение об эманации. Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем изменения (иманации) и что цель человеческой жизни - в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока. Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, т.к. запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Ислам в лице своего духовенства препятствовал освоению мусульманами достижений западной цивилизации. В мусульманских странах наука была скована духовенством, оберегавшим свои привилегии. Мусульманские школы в ХҮШв. окончательно превратились в очаги схоластики и обскурантизма. В исламе долгое время существовало пренебрежение к книгопечатанию, которое было освоено мусульманами лишь спустя 300 лет после его изобретения. Народы отличались и уровнем общественного развития и культурными традициями. Распространение Ислама, запрещавшего изображать людей и животных, наложило определенный отпечаток на развитие средневековой художественной культуры Ближнего Востока. Расцветет искусство орнамента, а скульптура и живопись почти затухают. Ведущую роль в создании художественной культуры Арабского халифата играли Сирия и Ирак - страны с древними традициями в искусстве. Строились здания для ежедневной молитвы - мечети. Сложился тип дворцовой или колонной мечети. Богато отделывалось ниша - михраб. Соборная мечеть Валида I в Дамаске знаменитейшее сооружение VIII в. Развитие живописи представлено книжными иллюстрациями. Необычайно разнообразны средневековая керамика Сирии и Ирана -люстровая керамика. Среди изделий из металла выделяются бронзовые сосуды и курильницы в форме орла, фазана, утки и т.п. (VIIІ-Х вв.). XII -XIV вв. - время расцвета стеклоделия центры Алеппо, Дамаск (продавали в Европу). Немало шедевров оставило нам средневековое искусство Египта. Самый ранний памятник - мечеть Амра в Фусгате (Кипре). В XI в. необычайно возросся и достиг пышного расцвета Каир (столица Египта). Мечети, минареты красиво отделывались резьбой, чеканкой, инкру­стированы золотой и серебром. Стенные росписи, миниатюрная живопись. В Х-ХII в. в Египте существовала самостоятельная живописная школа. Славились льняные и шелковые ткани, изделия из металла и стекла. Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества.Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Надо помнить о том, что когда речь шла о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывалось на запрещение изображать живые существа под страхом религиозной кары.И как показала история, эти ограничения, наложили отпечаток на развитие отдельных видов искусства. Следует знать и то, что специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религилзно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык. Особенно большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока, которое выражалось особым языком декоративного искусства. Условность «языка» средневекового арабского изобразительного искусства в основном была связана с принципом декоративности. Богатство декоротивной фантазии и макстерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи. В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. Орнамент – «музыка для глаз» - играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания.Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Османская Турция - монументальность, славилась керамикой, тканями, изделиями из металла. В ХVІ-ХVII в. появляется книжная миниатюра.Иран - завоевание Ирана арабами тормозило развитие изобразительного искусства живописи, скульптуры (мусульманской богословии). Сооружа­лись мечети, башенные мавзолеи. В конце ХVІ-ХVІІ вв. Иран переживает большой экономический и культурный подъем, идет строительство. Появляется книга миниатюра, металлические изделия, керамические изделия. Иранские ковры, парчовые и шелковые ткани.В XVIII - XIX вв. развитие художественной культуры в странах Ближнего и Среднего Востока замирает. Но богатое наследие мастеров средневековья до сих пор порождает богатством фантазии, изяществом и яркими радостными красками.

Задание на дом:

1 Культура Арабского Востока: Ислам

2. Литература и наука

3. Архитектура и искусство

4. Могольская империя - история и литература, искусство







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 248. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия