Место, которое занимает в истории человечества культура XX в.,-особое. Этот период являлся бурным, полным исторических событий, кровопролитный войн, разного вида кризисов, переломным временем. Гигантские шаги науки и техники, вера в светлое будущее не могли не оказать влияния на формирование и развитие единой общечеловеческой культуры в цивилизованных развитых странах. Расширение ауры нравственности и интеллекта по нашей планете в конце века оказало особенное воздействие на развитие общечеловеческой культуры и обогащения ее национальных видов, развитие в новом русле их взаимоотношений. Учитывая эти условия, будет правильно в определении значения и содержания культуры XX в. обратить главное внимание на два основных момента. Первый-главные направления развития культуры XXв. (преемственность и традиции формирования культуры XX в., кризис культуры современности и пути выхода из него, отражение этого процесса в различных культурных концепциях и т. д.), второй – общечеловеческий и национальный характер культуры XXв. (основные принципы формирования общечеловеческой культуры и ее ценности, общечеловеческая и национальная диалектика).Мир человека–это мир культуры. Культура–это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих–актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Специфической чертой XX в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории. Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.. Но важно и противоположное – в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время "чиллер" (от англ. chill – дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.
Задание на дом:
1.Современная культура: проблемы и тенденции развития
2.«Массовая культура» как часть культуры