Студопедия — Номадизм как тип культуры.Истоки казахской культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Номадизм как тип культуры.Истоки казахской культуры.






Каждая национальная культура действует в очеловеченной окружающей среде, а не в вакууме. Пространство тюркских народов охватывало немало регионов Азии и Европы. Казахи с момента начала своего формирования как народ со всех сторон окружены, в основном, тюркскими народами, они находятся в центре тюрков, в центре Евразии. Великие сыновья казахов, в т.ч. Абай, Шокан, собрали в себя культурные достижения со всего света.После большевистского переворота Казахстан имел одностороннюю ориентацию на Россию. Теперь, благодаря обретению независимости республикой, она открыта всему миру- есть возможность подробно и объективно исследовать ее, пересмотреть навязанные штампы.В Казахстане сохранилась древняя культура. Он богат древними памятниками. На территории Казахстана проходили опустошительные войны Евразии; происходило немало баталий, многое вытоптано; в разные эпохи происходило массовое передвижение народов в разных направлениях; начинались революции в 1916,1986гг; Казахстан стал убежищем многочисленных репрессированных народов; он- место политических и военных экспериментов большевистской власти (целина, «великие стройки коммунизма», полигоны- Байконур, Семей и др.Деятельность великих тюрков: Аль-фараби, Ибн- Сине Авицена, Ходжа Ахмед Яссауи-только кеперь отрыто для казахов и тюрков бывшего СССР,Махмуда Кашгари, Юсуфа Хас Хаджиб, Улугбека, Алишера Навои, Физули и др. деятелей науки и культуры тюркских народов, творивших в Туркестане в древности и средневековое, отражали их тесную связь с мировой культурой и наукой.Тюрки были и остаются древними крупными и цивилизованными народами центральной Евразии, о чем писали честные и объективные русские ученые С.Е.Малов, Л.Н.Гумилев и др.О высокой культуре тюрков говорит их древняя письменность. У тюрков существовало, по крайней мере, 1500 лет свое оригинальное, «руническое» письмо, затем 1000-лет- арабское, 1 Олет-латинское, 60 лет- славянское.Смешение народов, их культур и языков на нынешней территории распространения тюркских народов началось довольно давно. По данным антропологии европеоидные расы здесь начали смешиваться с монголоидными еще в эпоху мезолита(6000-10000лет назад).О единстве Развития культур далеких друг от друга народов еще в эпоху нижнего палеолита говорят предметы, в которых изменение и развитие шло единым путем.Сведения о тесных связях народов в сфере духовной культуры дошли до наших дней в виде общих элементов в материальной культуре, языке, фольклоре, литературе, музыке, мифологии, традициях, обрядах, одежде и т.д.Древняя культура Казахстана.Кочевничество, номадизм- особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. В середине 1-го тыс. до н.э. произошло становление трех типов скотоводческого хозяйства: кочевого (Западный и Центральный Казахстан), полукочевого (Семиречье и Восточный Казахстан) и оседлого (Южный Казахстан). Достижение в материальной и духовной культуре древних племен (саков, усуней, кангюев, огузов, карлуков, кимаков, кыпчаков) являлись основой для формирования поздней культуры казахов. Это генетическая нить связей имеет свое закономерное продолжение в быту казахов и существует в наши дни. Под общим названием и термином «номадизм» понимается взаимодействие комплексных, но составляющих единое целое экологических, экономических и социальных сил.Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине не уступает оседлым культурам. Казахи как нация сформировались в лоне восточной, а еще точнее тюркской культуры. Но став «проводником» на Великом Шелковом Пути, а затем войдя в состав Российской империи, они оказались под мощным прессом западной, a вернее евразийской культуры. Духовное возрождение коснулось казахского народа, волею истории и географии оказавшегося на стыке восточного и западного типов культуры, синтез которых определяется как тюркским первородством, так и давними связями с Россией. Так на восточный тип культуры наложился западный.На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эиохи броизы, в VII-ІП вв. до н. э. сложилась так называемая Тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследованных могильников урочища Тасмола. В развитии тасмолинской культуры выделяются три этапа, Первый охватывает VII-VI вв. до н. э. К нему относятся могильники Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи.Ha втopoм этапе, в V-Ш вв. до н. э. традиции в погребаьном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей.На третьем этапе – Ш-I вв. до н. э. -сохраняются прежнее устройство и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном. Bce памятники относятся к двум хронологическим этапам. Первый датаруется VII-V вв. до н. э. и охватывает время существования савроматской культуры; втрой–соответственно 4-2вв. до н. э. и сопоставляется с сарматами. Характерной чертой всех памятников Западного и Северного Казахстана было то, что могилы ориентированы на запад с востока, а умершие погребалисъ не в могилах, а на специально подготовленных полщадках под насыпью кургана. В женских погребениях археологи часто находят каменные столики-жертвенники на ножках, богато украшенные резьбой. Высокого совершенства у савроматов достигло прикладное искусство.Из золота, серебра и бронзы искусные мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды. В своем развитии культypa сакских племен Восточного Казахстана прошла три этапа: майэмирский (VII-VI вв. до н. э.), берельский (5-4 вв. до н. э.) и кулажургинский (3-I вв. до н. э).В конце майэмирского периода появляются захоронения всадника с конем. В долипе Чиликты был раскопан хорошо известный Чиликтинский курган, входивший в состав большого курганного могилъника. Все курганы могильника относятся к «царским». Наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине I тыс. до н. э., и курган Иссык. Датируются могильники V в. до н. э.Одним из замечательных сакских памятников эпохи бронзы является курган Иссык.Исселедователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.В науке существуют разнообразные предположении относителъно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля». Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н, э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познокомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-трифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел.Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенсгва. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливатъ удивителтные по изяществу, композиционному построению юзелия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представялялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, такихх, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этихх образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искуссве евразийсксих степей.Конь в мифологии саков связывался с солнцем и игнем. Верховное божество Мира, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Иидра. Изображенияя крылатых коней.

Задание на дом:

1) Кочевая культура. Номадизм.

2) Древняя культура Казахстана.

Тема №17.Духовная культура средневекового периода. (ХI-XУII вв.)

Обычаи, нравы,традиции, культы, верования, художественная культура исламского мира. Социально-этические и эстетические взгляды Аль-Фараби. Литература данного периода.

Развитие художественной культуры в странах Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья до сих пор поражает богатством фантазии, изяществом и яркими радостными красками. В IX в. происходит широкое знакомство арабов с естественно-научным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. “Неоплатонизированный” аристотелизм лег в основу учений, развивающихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии - восточного перипатетизма. Родоначальником этого направления считается Аль-Кинди - арабский философ, астролог, математик и врач, который получил почетное прозвище “философа арабов”.Дальнейшее развитие восточного перипатетизма связано с именем Аль-Фараби. Его называют вторым учителем мира. Он был гордостью не только Турана, но и всего человечества, ибо его труды принадлежат всему человечеству. Выдающийся ученый, гениальный мыслитель, энциклопедист. Труды Аль-Фараби были продуктом средневековой эпохи, поэтому содержание его социально-этических и эстетических концепций определялось существующими порядками, традициями и т.п. Опираясь на наследие Аристотеля, Аль-Фараби глубоко осмыслил достижения античной теоретической мысли, привел современные ему знания в определенную систему, значительно усилив етественно-научные и стихийно-материалистические тенденции своего великого идейного предшественника.Главное, что в трудах мыслителя из Отрара, посвященных проблемам общества, этики и эстетики, отсутствует влияние пифагорской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований. По Аль-Фараби, религия сама по себе не может быть определением “добродетельных порядков”, так как ее основные части взяты из философии, “философия дает подтверждение содержанию добродетельной религии. И, следовательно, занятие правлением, входящее в добродетельную религию, подчинено философии”. Только истинная наука и теоретическая философия считает Аль-Фараби, наставляет правителей к добродетельным делам и доводят государственное правление “до совершенства”..Труды Аль-Фараби можно найти в крупнейших библиотеках мира: государственных фондах Москвы и Ленинграда, Ташкента, Бейрута, Душанбе, Баку, Казани, Дамаска, Стамбула, Берлина, Лондона, Парижа, Мадрида и Нью-Йорка.

Ю.Баласагунский - философ, энциклопедист, поэт средневековья родился в 1017 г. и умер 1075г. При изучении творчества Ю.Баласагунского следует обратить внимание на историческую обстановку той эпохи, причины, побудившие его на написание поэмы. По-разному: «Наука быть счастливым», «Знание, образующее царей», «Осчастливающее знание». Это энциклопедическое произведение на тюркском языке, основанное на догматах ислама. Книга состоит из 85 глав и важнейшая проблема, затрагиваемая в ней устройство государства, деятельность правителей и их подчиненных. Для разумного государства по Ю.Баласагунскому необходимы следующие основные условия:

1.Организация стройной системы управления.

2.Организация особого подбора чиновников.

3.Организация упорядоченной системы налогов.

Следует обратить внимание при изучении произведения Ю.Баласагунского на проблемы затрачиваемые автором и его воззрение на мораль и нравственность, воспитание, идеалы человека и гражданина.

Устное народное творчество в эпоху Средневековья. Акыны, жырау. Музыка. Литература. До возникновения письменной культуры, да и в течение значительного времени после него, казахская общественная мысль развивалась в форме искусства и оперирования образами, а не понятиями. А, как известно, образ многогранен в отличие от однозначного понятия. Художественное мышление кардинально отличается от научного. Искусство оживляет мир, чтобы зафиксировать в нем неповторимое, данное, конкретное, а наука, наоборот, убивает мир, чтобы сделать его бессмертным. Есть все основания полагать, что это был исторически необходимый и неизбежный период мышления древнего кочевника, когда миф не только всецело впитал в себя функции объяснения и освоения окружающей человека действительности, но и функции регулирования людей в составе и структуре той или иной этнической общности в общине, роде, племени и прочее. Взгляды древних казахов на мир, своеобразие их мироощущения отражает мифология. Первобытное общество, стремясь выработать представление о природе и мире, создает мифологию как целостное художественно - образное выражение бытия, ассоциативное значение. Мифологическое мышление является ранней стадией эстетического отношения к миру. В казахском фольклоре воплощены мифологемы о миростроении (прекрасном и безобразном, возвышенным или обыденным), тесно связанные с условиями жизни обитателей степей. В древнем казахском искусстве степь – образ земного бытия, горы – символ величия, вода – царство мертвых. Восприятие человека в казахской культуре как «малого космоса», заключающего в себе черты космоса большого, имеет основание во - первых, в том, что сама жизнь человека во всем многообразии ее сторон – труда, творчества, бытового уклада, отдыха - является воплощением ритмов космоса; во – вторых, бытие человека связано с чередованием циклов жизни и смерти, подобно происходящей природе смене дня и ночи, весны и осени. Своеобразным синтезом мифологических эстетических представлений древнейших времен стала казахская волшебная сказка. Как и в мифах, в сказках отразились мечты древних людей о покорение природных сил. В сказках запечатлены анимистические и космогонические представления праотцов казахского этноса. В них тотемизм, фетишизм, табу, шаманизм, культ предков присутствовали как способы мировосприятия и миропонимания, как образ жизни. В сказках тотемизм оттеснен на задний план фетишизмом, природа населена демонами. Поэтому в сказках рассказывается о космических погонях, преследованиях, космогонические мотивы воплощаются в представления об общем потоке жизни, в котором возникла земля и небесные светила, появились животные и люди. Возникает древнейший литературный жанр – эпос, идеализирующий человека как носителя исключительной энергии и силы – как героя. Мифология, питавшая эпос, ориентировала на целостность бытия, гармонию человека и природы, человека и мира. В эпосе все фантастическое изображается как реальное существующее. Чувственно воспринимаема первооснова бытия – стихия воды, земли, воздуха, огня. Казахский эпос стал своеобразной энциклопедией жизни кочевничества, изображением реальных событий жизни этноса, нравов, обычаев. В эпическом жанре непосредственные черты жизни, мировосприятия приобрели характер универсально – типический. Использованы многомерные структуры художественно – образного освоения мира, метафорические, аллегорические, мифологические приемы. Жизнь и природа поэтизированы. В эпических сказаниях природа многое может прояснить, подчеркнуть в самом человеке. Состояние героя особенности его характера передаются через явления природы. Эстетическое чувство природы у древних казахов было развито сильно о чем и свидетельствует «Алпамыс», «Кобланды - батыр», «Камбар - батыр». Удивительно поэтичны зооморфические сравнения, в которых прослеживается мифологическая основа взгляда на красоту, отзвуки первобытного отождествления человека с животным миром. Природа в эпосе еще описана в традициях мифа, но присутствует перелом в ее восприятии. Казахский эпос историчен. Мифологическая картина мира сочетается в поэтическом его восприятием в красочном и пластичном многообразии. Обретает силу мотив животворного общения человека с миром природы. Из мифа и эпоса вошли в плоть и кровь национального самосознания казахов описательная манера рассказа, созерцательное отношение к природе, космосу, человеку; поэтизация миропорядка, представление о прекрасном как соразмерности, метафоричность и гиперболичность художественного сознания, культуры в целом, контрастное изображение бытия, уважение к слову, нравственные доминанты культуры. Эпические герои, фольклорные сюжеты стали поэтической символикой национального самосознания казахского этноса. В казахском фольклоре выступает как неделимое целое синтез прошлого и настоящего.

Задание на дом:

1.Как развивалась казахская общественная мысль?

2. Мифологию как целостное художественно - образное выражение бытия,

3.Покажите органическую связь фольклора с литературным художественным творчеством на примере первых эпических произведений.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 1571. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия