Студопедия — Тема №19. Развитие культуры Казахстана в Новое время. Развитие искусства, образования и науки в советский период. Противоречивые тенденции культурной политики.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема №19. Развитие культуры Казахстана в Новое время. Развитие искусства, образования и науки в советский период. Противоречивые тенденции культурной политики.






В начале ХХ в. основная масса населения края не умела читать и писать.

Поэтому сразу же после революции стали открываться школы и курсы для обучения взрослых, на эти цели необходимые финансовые средства. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях; недоставало средств, не хватало учителей, учебников, письменных принадлежности. Дело осложнялась также не продуманными алфавитными реформами в конце 20-х г.г.- казахская письменность была переведена с арабской графики на латынь, через десять лет – с латинской на современную кириллицу. Полностью искоренить азбучную неграмотность помешала Великая Отечественная война.. Огромную тягу к знаниям проявили сами народные массы. С большой заинтересованностью они участвовали в сооружении школ, интернатов, обеспечении учащихся школьным оборудованием, учебно-письменными принадлежностями, в социально- бытовом обустройстве учительской интеллигенции. Подвижность казахского кочевого населения требовала творческого подхода к организации школьного дела. Правда, материальные условия большинства школ оставались тяжелыми. К концу второй пятилетки всеобщее начальное обучение в основном завершилось. Однако отставало развитие среднего и неполного среднего образования..Трудности школьного образования крайне обострились с началом Великой Отечественной войны. Ослабла учебно-материальная база, часть учителей и старшеклассников ушла в армию или на производство. В годы первой пятилетки открылись КазПИ им.Абая, ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный, медицинский институты в Алма-Ате, пединститут в Уральске, геологоразведочный институт в Семипалатинске. В 1931г. КазПИ им.Абая окончили первые 53 студента. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане было уже 20 высших и 118 средних учебных заведений, в которых обучались более 40тыс.студентов. Вузы и техникумы Казахстана, несмотря на высокие темпы развития, не удовлетворяли потребности народного хозяйства в кадрах, поскольку многие их них находились на стадии становления, некоторые были просто карликовыми. В составе студентов и профессорско-преподавательских кадров медленно росла численность представителей коренного населения. В 1936г. из 42 преподавателей КазГУ было лишь 8 казахов. В 1940г. среди студентов Алма-Атинского ветеринарно-зоотехнического института удельный вес казахов составлял всего 12%. Проблемы высшей школы усугублялись сталинскими репрессиями, унесшие жизни выдающихся ученых и педагогов А.Байтурсынова, С.Асфендиярова, Х.Досмухамедова, Т.Жургенева, У.Джандосова и др В годы войны сеть высшей школы расширились: открылись Алма-Атинский институт иностранных языков. Чимкентский технологический институт, Казахский государственный женский пединститут, Казахская государственная консерватория им.Курмангазы, институт физической культуры. Большое значение придавалось вовлечению девушек- казашек в школы. Продолжался поиск путей и форм соединения обучения с производительным трудом. В 1984 г.началась школьная реформа по переходу к обучению детей с шестилетнего возраста созданию учебно-материальной базы для трудового обучения, включению в учебную программу новых предметов. Вместе с тем в развитии школьного образования нарастали недостатки. Партийный диктат над школой нарастал. Идеологизация учебно-воспитательного процесса дополнилась погоней за валовыми показателями, формализацией учебного процесса, безразличием учащихся к учебе. Усилилась деэтнизация школьного образования. Если в 1948/49 уч.году 48% школ системы Министерства просвещения республики были казахскими, хотя дети коренного населения составляли 36% всех учащихся, то в 1955/56 уч.году 43% общеобразовательных школ функционировали на русском языке с охватом 66% учащихся, более 100 тыс.казахских детей посещали русские школы. За 20 лет (1950-1970гг) число казахских школ сократилось с 3891 до 2577, тогда как число русских школ с преподаванием на русском языке увеличилось на 1,5 тыс. В 1989/90 уч.году 49% общеобразовательных школ Министерства народного образования Казахстана, где училось 67% учащихся, вели обучение на русском языке, 32% школ - на казахском языке В 60-е -80-е гг. открылось еще 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, т.е. почти столько же, сколько за весь предыдущий период. К 90-м г.более половины профессорско-преподавательского персонала вузов не имели учебных званий и степеней. Количество докторов наук, профессоров не превышало 2% общей численности вузовских педагогов. В шести высших учебных заведениях докторов наук вовсе не было. Изъяны в материально- техническом обеспечении и кадровом потенциале высшей школы отражались на качестве подготовки специалистов. Но наибольший ущерб делу нанесли идеологизированная политика партийно-государственных структур в отношении профессиональных учебных заведений. Гонения и репрессивные меры против учебных, вузовских работников, начатые еще в 20-е годы, продолжались до самой смерти Сталина. И в дальнейшем жизнь высшей школы строилась на принципах партийности и классности. Поэтому контакты и связи университетов, институтов и техникумов с аналогичными учебными заведениями стран несоциалистического лагеря носили символический характер. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самостоятельного творческого мышления, на изучение новейших достижений науки, техники и технологий. При комплектовании кадрового и студенческого корпуса допускалось взяточничество, трайбализм и другие формы социальной несправедливости.

Литература Казахстана развивалась как интернациональная. Важным моментом в организационном сплочении и дальнейшем подъеме художественного уровня казахской советской литературы стал 1-й съезд писателей Казахстана (12-18 июня 1934 г.), делегатами которого являлись представители различных национальностей: 74 казаха, 12 русских, 8 уйгуров, 2 татарина, латыш. Большое развитие получило творчество русских, татарских, уйгурских литераторов. Яркой демонстрацией достижений казахской советской литературы и искусства явилась декада литературы искусства Казахстана в Москве, проходившая в мае 1936г. которая имела колоссальный успех. Казахская литература получила бурное развитие особенно в предвоенные годы. В 1939г. вышел в свет роман С.Муканова «Загадочное знамя» в котором автору удалось раскрыть характерные черты революционной эпохи, создать типичные образы народных вожаков, представителей различных слоев казахского общества. К концу 30-х началу 40-х годов М.Ауэзов продолжил работу над первой книгой будущей великой эпопеи «Путь Абая». Зрелым и опытным мастером драмы становится в тот период Габит Мусрепов, в 1939-1941 гг. из-под его пера выходят пьесы, прочно вошедшие с тех пор в репертуар казахских театров: «Козы-Корпеш и Баян -Сулу», «Трагедия поэта» («Ахан-сере- Актоты»).Больших творческих удач достигли и другие видные литераторы такие, как Таир Жароков, Аскар Токмагамбетов, А.Тажибаев, Г.Орманов. Новыми произведениями обогатили художественную культуру своего народа представители старшего поколении: Кенен Азербаев, Нурпеис Байганин, Иса Байзаков и др. Литература в предвоенные годы обогатилась также и произведениями русских, уйгурских, дунганских, татарских писателей и поэтов, живущих и работающих в Казахстане. Казахский литературный язык получил всестороннее развитие, приобрел сложную систему стиля, сложившуюся орфографию и богатую терминологию. Однако его общественно- служебная функция, сфера применения в производстве, науке и технике постепенно сужалась. С начала 30-х годов наступил новый этап в развитии культуры, принимались меры по повышению профессионального мастерства молодых актеров, певцов, музыкантов и подготовки кадров на будущее: в 1932г. открыт первый в республике музыкально- драматический техникум, в 1933г.- музыкальная актерская студия, а в следующем- первая музыкальная школа. Осенью 1933г.от Казахского государственного театра драмы отпочковалась музыкальная студия. Создавались новые музыкальные училища в ряде городов, как правило, они возникали на базе художественной самодеятельности. Многие талантливые девушки и юноши впоследствии перешли на профессиональную сцену. Много одаренной молодежи, как и раньше, направлялись на учебу в Москву и Ленинград. Лучшие музыканты, выявленные на слетах мастеров народного искусства, составили ядро первого в республике оркестра народных инструментов им Курмангазы. Конец 30-х годов ознаменовался дальнейшим подъемом молодого профессионального искусства. За короткий промежуток времени число театров достигло с учетом театров рабочей молодежи и колхозно-совхозных рекордной цифры- более 100.7 ноября 1937г. на базе музыкального театра был организован первый национальный театр оперы и балета им.Абая, который в следующем году совершил свои первые гастрольные поездки в Узбекистан, где показал оперу «Ер-Таргын». Главные партии исполняли Куляш Байсеитова, Канабек Байсеитов и Курманбек Жандарбеков. В основе развития профессиональной казахской музыки лежала богатейшая народная музыкальная культура. В середине 30-х годов группа актеров драматического театра побывала в Москве, где они с большим вниманием и заинтересованностью посещали спектакли в Художественном театре, по возвращении с величайшим энтузиазмом взялись за постановки русских пьес, в частности, поставили «Любовь Яровую», «Аристократов», «Ревизор» и др.пьесы.Успехи молодого творческого коллектива и возросшее мастерство актеров были высоко оценены: в 1937г. театр преобразован в академический драматический. Его творческой удачей явились постановки в 1939г. «Отелло» В.Шекспира, «Человек с ружьем» Н.Погодина. Значительным событием в культурной жизни республики стало представление по пьесе М.Ауэзова и Л.Соболева «Абай», где роль Абая очень убедительно и ярко сыграл замечательный артист К.Куанышбаев. Театральное искусство развивалось не только в столице, но и на периферии Особое восхищение москвичей вызвала Куляш Байсеитова, ее неотразимое обаяние, чудесный голос и тонкая музыкальность очаровали всех. Ее игра полна прирожденной грации и выразительности,- писал журнал «Советская музыка». Большой успех выпал на долю оркестра казахских народных инструментов. «Был здесь напоенный запахом цветов ветер,- писала «Правда» об исполнении оркестром кюя «Сары-Арка»(Золотая степь), - шорох высокой травы, песни всадника, затерявшегося в просторах, голос ручья и клекот орла в вышине».Талант и мастерство деятелей литературы и искусства казахского народа высоко оценены, большая группа писателей, артистов, деятелей культуры – Жамбыл, С.Сейфуллин, А.Жубанов и другие удостоены высоких государственных наград, а «соловей степи» -Куляш Байсеитовой присвоено высокое звание Народная артистка СССР, многим –Заслуженный, Народный артист Казахстана.В становлении казахского профессионального изоискусства большую помощь оказали русские художники, которые были учителями первых художников- казахов. Особенно значителен вклад Н.Г.Хлудова (1850-1935 гг.), он прожил в Казахстане более 60 лет и посвятил ему почти все свои полотна. С 1921 г. до конца дней своих (1961г) жил и работал здесь Н.И. Кругликов, выступивший в качестве театрального художника, живописца, заботливого воспитателя и вдумчивого учителя молодежи. Первая всеказахстанская художественная выставка состоялась в 1926г в Кзыл-Орде, затем выставки прошли в других городах, где экспонировались наряду со старейшими художниками, работы юного художника А.Исмаилова, который впоследствии получил высшее художественное образование в Москве, братьев Х.и К.Ходжиковых, А.Шекбекова и др. В 30-х годах продолжалась развитие прикладного искусства и художественных промыслов на профессиональной основе. Большим событием в жизни художественной интеллигенции явилось создание в 1933г. Союза художников республики и открытие в 1935г. в Алматы выставки, лучшие экспонаты которой легли в основу республиканской картинной галереи имени А.Кастеева. Замечательным явлением в культурной жизни Казахстана явилась серия работ А.Кастеева «Старый и новый быт», в которой он с большим чувством и хорошим знанием темы отразил безотрадное прошлое казахских трудящихся. Наибольшее развитие в 30-е годы получила также графика. Успехи сценического искусства способствовали становлению и театральной живописи. Пионерами и наиболее признанными в этом жанре стали А.Звенев, А.Ненашев, К.Ходжиков, У.Тансыкбаев. Однако на всесторонний расцвет национального искусства отрицательно сказалось некомпетентное вмешательство чиновников партийно-государственного аппарата, идеологический штамп, требовавший от мастеров кисти, резца и ваятелей строго следовать принципам социализма и ярче показывать человека труда, что вело к преобладанию производственной темы. Одним из убедительных показателей подъема культуры явилось зарождение и становление киноискусства. Первым значительным фильмом, отснятым на казахстанском материале, была кинокартина «Турксиб» (1930), она демонстрировалась на экранах многих стран. В 1934 в Алматы организована республиканская студия хроникально-документальных фильмов. С помощью московских режиссеров операторов она выпускала в основном киножурналы, документально-публицистические очерки. В 1939г. действовало 268 звуковых киноустановок.Началом национального киноискусства можно считать появление на экранах звукового художественного фильма «Амангельды» (Ленфильм,1938г.). Почти все роли исполняли казахские артисты- Е.Омирзаков, Шара Жиенкулова, С.Кожамкулов, К.Жандарбеков, К.Байсеитов, К.Куанышбаев. В том же году по сценарию М.Ауэзова была снята кинолента «Райхан». Популярные фильмы тех лет «Чапаев», «Ленин в Октябре» «Ленин в 1918г.» «Тридцать» и другие были дублированы на казахский язык.

Задание на дом:

1.Состояние образования в первые годы советской власти: трудности, причины низкого % грамотности,привести примеры

2.Изменения в образовании после ВОВ: трудности, назовите причины

3.Сделайти анализ развития культуры в Казахстане в советский период. Назовите противоречивые тенденции в развитии культуры. Как они проявлялись?







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 330. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия