Студопедия — Лекция № 18.Традиционная культура казахов. Культура казахов на рубеже (XVШ- начала XX вв.) Устное народное творчество. Обряды и праздники. Особенности казахского просвещения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция № 18.Традиционная культура казахов. Культура казахов на рубеже (XVШ- начала XX вв.) Устное народное творчество. Обряды и праздники. Особенности казахского просвещения.






Традиционное время казахской культуры связано с формированием казахов как нации и достижением зрелости ее оригинальной культуры. «Поэзия – царица словесности, эталон слова», - говорил Абай. Поэты – жырау в кочевой культуре были цельными личностями. Они являлись не только сказителями общества, но действовали в качестве жреца, шамана, оратора, советника, философа, бия, политического деятеля. Вообще, у нас недостаточно изучены философские культурологические проблемы фольклора. И это понятно. Потому что казахская философия только формируется. Остановимся вкратце на типологических системах фольклорного направления казахской художественно – творческой культуры. Данной проблемой занимались в основном литературоведы, и ими были высказаны интересные мысли. Литературоведение и при тоталитарном режиме стояло впереди среди гуманитарных наук. Это, с одной стороны, связано с ролью устной литературы в казахской духовной культуре. Т. Коныратбаев подразделяет образцы казахской устной литературы как нижеследующие: «Жанры казахского фольклора мы в основном делим на сказки, легенды, эпос, потом еще подразделяем на обрядовые жыр-песни (лирический жанр). Если к лирике относятся связанные с обрядом свадьбы беташар, жар-жар, сынсыма, коштасу, тойбастар, то связанные с религиозными традициями песни бадек, жарапазан, жаназа (погребальная) тоже находятся в этом русле. У каждой из них есть время зарождения, занимаемое место и вклад в народную музыку и поэзию. Если в обрядовых жыр преобладают песни и стихи, то в шаманской традиции – сарын, в поэзии жырау – кюй. Первые пользовались домброй, шаманы обычно выбирали своим инструментом кобыз. Главное отличие этих традиций – в их манере исполнения: если первая основана на песне, исполняемой в широком диапазоне, с высоким чувством, то вторая составлена на эпической манере исполнения, основанной на шаманских мотивах, образцах жыр, терме, толгау. В древности такие жыр-сказания исполнялись лишь под аккомпанемент кобыза».Один из тех, кто первым составил типологию казахской устной литературы, - А. Маргулан. Он подразделяет ее таким образом: Эпосы – жыр в самую древнюю эпоху. К ним относятся такие жыр-легенды, как «Ер Тостик», «Ак кебек», «Куламерген», «Шора Мерген».Эпосы, появившиеся в огуз-кыпчакскую эпоху (XI-XII вв.) «Коркыт», «Алпамыс», «Казанбек», «Домбаул», «Козы корпеш – Баян Сулу», сюжеты других эпосов. Эпос исторических эпох (XIII – XV вв.). Данный период делится еще на два направления: создание улуса Джучи хана в казахской степи, конфликты, происходившие внутри него («Кобыланды», «Ер таргын»), и эпосы, описывающие пору распада этого улуса («Камбар», «Казтуган» и др.) Иногда эти вопросы называют «сказаниями эпохи Ногайлы». Жыр, описывающие нашествие джунгарских феодалов на казахские земли и борьбу против них («Кабанбай», «Богенбай», «Олжабай» и др.) Эпосы, появившиеся в связи с борьбой против засилья правителей. Ч. Валиханов подметил сходство Циклопа в древнегреческих мифах с Тобекоз в тюркских легендах, эпоса «Манас» с «Илиадой», казахских героических эпосов с легендами о Геракле. Как было сказано выше, в казахской культуре, соответственно двум хозяйственно-культурным типам (кочевому и оазисно-земледельческому), подпитывали друг-друга устная и письменная литература. Вопрос здесь не стоит о преобладании какой-либо из них. К одной из главных отраслей казахского художественного искусства относятся песни и кюи (музыка). Т.Коныратбаев приводит один из вариантов типологии казахского музыкального творчества: 1) сарын; 2) макам; 3) саз; 4) кюй. По сравнению с другими мировыми цивилизациями, музыкальное искусство кочевников мало связано с танцем, сценическими представлениями (как, например, в индийской музыке). Оно функционирует в тесном единении с типами словесности (миф, эпос, предание, жыр, кисса). Такие словосочетания, как скажем, «домбра сказала», «кобыз донес», «флейта дала понять», неслучайно во множестве попадаются в казахской культуре.. Кюй сам по себе – определенный ритм и форма вселенной, он как бы является дыханием Мира. В кюе человек определяет цель существования, побеждает вселенную, достигает вечности (Коркыт ата); через кюй вселенскими ритмами передается состояние души человека («Кара жорга» Абылай Хана); в кюе описывается красота и безупречность мира («Сар жайляу» Таттимбета). Философия двух струн (А Мухамбетова) может дать многое для понимания творчества казахского художественного искусства и даже культуры вообще. Казахская народная песня, возникнув в глубине веков, в процессе развития приобрела целый ряд характерных черт, которые отличают ее от песен любого другого народа. Быт и обычаи казахов разносторонне отражены в обрядовых песнях, которые неизменно сопровождали все значительные события в жизни народа: празднества, сватовство и свадьбу, похороны и поминки. Большое распространение имела, такие виды обрядовых песен, как той бастар, жар-жар, бет ашар. Той бастар - песня, провозглашающая начало празднества. Жар-жар - свадебная песня в исполнении парней и девушек. Бет ашар - песня, сопровождающая обряд представления молодой родным и близким мужа. Основное ее содержание составляют наставления молодой, которая в условиях господства патриархально-феодальных законов должна была беспрекословно подчиняться мужу, его родным, старшим по возрасту. Широко бытовала также песня естирту, исполнявшаяся при сообщении печального известия (о смерти), и жоктау - песня-плач, - оплакивание. Обрядовые песни, составляя необходимое звено церемониала, возвеличивали личные качества и достоинства человека, его гуманность, честность и трудолюбие. Айтыс (песенно-поэтическое состязание). У казахов "еленди" (песенник) заслуживал звания "акын" лишь после участия в нескольких состязаниях - айтысах и победы над одним из именитых акынов (акын - импровизатор, носитель возвышенной, высокой поэзии). Настоящим акыном считался тот, кто победил соперников стремительно-искусными, находчивыми, остроумными и шутливыми импровизациями. В казахском устно-поэтическом фонде содержатся все разновидности айтыса:

1. Обрядовый жар-жар. Свадебная песня, исполняемая поочередно хорами молодых людей и девушек при вступлении невесты в дом жениха.

2. Заклинание "бадик”. Исполняется поочередно мужскими и женскими хорами для изгнания духа болезни "бэдик", а также непосредственно "бадик-айтыс” при котором юноши и девушки используют форму заклинания "бадик" для шутливых песенно-поэтических состязаний.

3. "Кйым айтыс";,при котором состязующиеся молодой человек и девушка используют бытующие в народе стихи, импровизируя лишь последние строки.

4. Айтыс юноши и девушки, имеющий две разновидности: кайым айтыс и айтыс, при котором состязующиеся импровизируют текст полностью.

5. Айтыс загадками, импровизируемый стихами.

6. Состязание в исполнении музыкальных пьес - кюев (куй тартыс) или эпоса.

7. Айтыс ораторов-шешенов и биев при решении различных межродовых и межплеменных споров.

8. " Так,пак,тас ";при котором каждый из участников старается продолжить стихотворную строку, произнесенную другими участниками этой поэтической игры, стараясь подобрать удачную рифму и завершить строку.

9. Айтыс акынов, требующий высокого мастерства поэтической импровизации и чрезвычайно высокого уровня развития поэтической традиции.

Жанр айтыса продолжает жить в казахском быту до сего времени. Самым прославленным акынам народ присваивал звания "сал" или "сер!" (Быржан сал, Акын сер!). Салы и. сэре являлись исполнителями и носителями устного народного творчества кочевой цивилизации и имели высокий статус в традиционном казахском обществе, приезжающие в аул салы и сэре являлись как бы обновителями мира. К шедеврам можно отнести безымянные народные, занимающие огромный пласт в песенной культуре, т.е. сочиненные неизвестным автором и претерпевшие народную интерпретацию песни "Елымай", "Бир бала", "Каргаш";, а также дореволюционных авторов - Абая, Биржана, Ахана сэре, Жаяу Мусы, Мухита Мералиева. Балуана Шолака, а также Майры, Естая, Амре, Кенена и многих других. Их песни являются шедеврами казахской национальной музыкальной культуры. Биржан-сал - одна из самых замечательных фигур казахской музыки XIX века. Его по праву считают основоположником казахской народно-профессиональной песни.Песни Биржана составляют классику казахской музыки. Среди его песен наибольшую известность получила песня "Ляйлим -шырак ". Одна из любимейших народом песен Биржана - "Айтпай";,посвященная девушке с таким именем. Ее переполняют переживания красоты жизни и искусства, упоение жизнью. Эта песня была использована как выходная ария Биржана в опере М.Тулебаева "Биржан и Сара.Один из выдающихся казахских певцов второй половины XIX века - Ахан-Сэре. В его многогранном творчестве особо выделяются песни: посвященная верному скакуну - "Манманкер"; "Нурила"; рассказывающая о любви к девушке Жамал "Сырымбет"; полная проникновенного чувства, горестных переживаний, размышлений о превратностях судьбы "Караторгай"; радостная - о прелестной девушке "Балхадиша"; печальный монолог о безответной любви - "Макпал"; "Кулагер", посвященная гибели любимого скакуна и полная тяжких предчувствий, раскаяний, грусти поэта по ушедшей молодости. Популярность известного казахского певца-композитора Жаяу Мусы в народе огромна. Его произведения проникнуты протестом против социальной несправедливости. Значительное место занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни.

В песнях "Ак сиса", "Хаулау", "Толгау";и др. воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Мелодии этих песен полностью передают композиторскую манеру, творческий почерк Жаяу Мусы. Поэтично и образно изображаются лирические переживания любящих сердец в песнях "Сурша кыз", "Шолпан", "Саулем кыздар", "Гаухар кыз";,воспевается природа родного края в песнях "Баянаул", "Летний день";,"Улытау", "Сарын";и др.

Ыбрай Сандыбайулы - прославленный казахский певец и композитор, автор многочисленных любимых в народе песен: "Желдирме", "Шалкыма", "Алтыбасар", "Калдырган" и других. Наиболее известная и часто исполняемая песня "Гакку";,посвящена любимой девушке Какиме, красоту которой он сравнивал с изяществом белой лебедушки. "Гакку" Ыбрая композитор Е.Брусиловский использовал в качестве арии Жибек в опере "Кыз Жибек." В популярной песне "Жиырма бес";поется об утраченной молодости и пришедшей старости с ее печалями и горестями. Эти песни входят в репертуар самых ярких современных исполнителей казахской песни. Одну из замечательных страниц истории казахской традиционной песни начала XX века составляет творчество Майры Шамсутдиновой. Она была среди немногих известных певиц, исполнявших народно-профессиональные песни. Существует множество прекрасных песен, сочиненных женщинами, хотя их участие в жизни общества того времени и не выходило за пределы тех социальных ролей, которые определялись обрядами и бытом. Творчество Майры, несмотря на ее популярность при жизни, неизвестно нам во всей полноте. Но во всех уголках Казахстана звучит ее яркая и жизнерадостная песня "Майра";.Чрезвычайно разнообразны были лирико-бытовые песни: песни-прощания, песня, извещавшая о печальном событии, песня-плач об умершем и т. д. Исторические песни повествуют о народных восстаниях и их предводителях — Срыме Датове, Исатае Тайманове, Махамбете Утемисове и др.

Задание на дом:

1.Устное народное творчество

2.Разновидности айтыса

3. Фольклор казахской культуры

4. Музыкальное творчество

5. Творчество известных певиц-женщин.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 531. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия