Тема №10.Становление и основные этапы развития культуры и цивилизации эпохи Средневековья.
Средневековье наступило с крушением Римской империи. Точную дату привести сложно: 395 г. -разделение империи на Восточную и Западную или 467г. - падение Западной под ударами варваров? Концу Рима предшествовал долгий кризис, который можно описать как движение от античности к варварству по культурной нисходящей. Или, напротив, видеть движение от язычества к христианству - по пути начавшегося духовного прозрения. Вначале христианство было религией бедных и гонимых, но довольно скоро превратилось в церковь, приобретшую при императоре Константине Великом (306-337) статус официально дозволенной. История средневековой Европы начиналась с разрушения античной культуры, переживавшей в начале нашего тысячелетия глубокий кризис. Однако варвары принесли с собой не только грубость нравов, но и иные формы общественного бытия, которые "омолодили" Европу, открыв путь для перехода к новым социально-экономическим отношениям Великое переселение народов V в. было периодом наиболее активных культурных межнациональных контактов. На этом переходном этапе гибнут и возникают недолговечные государства: в V-VІ вв. на развалинах Римской, империи возникают варварские, государства: остготов, вестготов, англосаксонское Королевство, государство франков и др. В смешении племен нарождаются новые народы и новые культуры, которые, в свою очередь, являлись и продолжением, и антитезой античной культуры. Так открывается новая страница истории - история Средневековья, Средневековье - условное обозначение длительного периода в истории Западной Европы между античностью и новым временем.V-ХV вв. Термин "средние века" ввели в оборот итальянские гуманисты XV в. Они стремились приблизить собственную культуру к идеалам культуры античности, которая, по их убеждениям, возрождалась в Италии, рассматривая период, отделявший античность от времени, в котором они жили, как "средний век" - эпоху глубокого культурного упадка. Для мыслителей Просвещения, как и для гуманистов эпохи Возрождения, "средние века" оставались временем сплошного упадка культуры, засилья церкви и торжества мракобесия. Только в XIX в. стала меняться оценка Средневековья. Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложение феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии еще дольше и остатки его сохранились в некоторых странах и по настоящее время. В течении средних веков коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них стали формироваться нации. Стали образовываться вместо примитивных крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Взгляд на средние века как на особый исторический период стал складываться уже у наших предков представителей буржуазной культуры - у итальянских гуманистов ХV-ХVІ вв. Стремясь возродить классическую латынь, отделяющее их от классической древности “ средними веками”. В XVI веке этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. К XVII в. историческая наука уже прочно делила всемирную историю на античность, средние века и новое время. Обычно Средние века делятся на три этапа: ранее Средневековье -время формирования феодального общества V-X вв. (в отдельных азиатских странах - ІІ-ХІ вв.); классическое Средневековье - период развитого феодализма XI-XV вв. (в некоторых азиатских странах по XVI в.); поздний период разложения феодализма и зарождения капитализма - XVI - середина XVIII вв. (на Востоке до XVIII-XIX вв). Вся культура Средневековья Западной Европы получила церковную окраску. Античную философию сменило католическое богословие. Религиозный характер средневекового пространства проявляется в делении мира на мир христиан и мир неверных, нехристей. Культурный благословенный мир-мир на который распространяется божье благословение, за его пределами пространство утрачивало свои позитивные черты. Поэтому оправдана жестокость крестоносцев по отношению к язычникам. Границы между христианским и остальным миром была подвижна. Священные места находились под божественным покровительством и преступления в них карались особенно сурово. В XII столетии на Западе начинает складываться высшая школа - университеты, появление которых связано с развитием городов, в частности с потребностью распространения правовых норм на систему товарно-денежных отношений. Первым университетом в западной Европе считается Болонский (XI в.) К концу XV в. насчитывалось более 60 университетов. Наука делала только свои первые шаги. Для эпох Средневековья характерна система рыцарского воспитания (до 7 лет воспитывала мать, далее мужчины).Характерной чертой всего Средневековья является нерасчленимое единство культуры и религии. Христианская религия возникла в недрах Римской империи она основывалась на трех основополагающих идеалах: греховности всего человеческого рода, идее спасения, идее искупления человека благодаря жертвенной смерти Христа. Эти идеи превратили христианство в мировую религию. Ни одна эпоха не встречалась противоречивой оценки со стороны последующих поколений средневековья. В течении столетий над средневековой культурой и искусством тяготел суровый приговор отрицания и пренебрежения. Христианство сформировало особый тип мышления и чувственного восприятия мира, определив свои проблемы и темы культуры. Христианство совершило великий исторический синтез идеи, образов различных религий Ближнего Востока, традиций греко-римской античной философии, преобразуя по-своему интеллектуальные завоевания предшествующих эпох в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало ему особую привлекательность. Этот синтез был условием возникновения нового миро устройства. Очень трудно оценить, в какой мере интеллектуальный потенциал античности перешел в средние века. Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых; их пишут на латинском языке. Светская литература выступает воплощением идеальных представлений о человеке. Основные жанры - эпос, лирика, романы. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального строения, поклонения прекрасной даме. Между X и XIІІ вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился. Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию - ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, а известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшее новый импульс развитию средневекового Запада. Романское искусство бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в, стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центром и средоточием всей общественной жизни. В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких, остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же ее творения созданы в городах Франции. Задание на дом: 1. Этапы развития культуры Средневековья и их общая характеристика 2. Влияние религии на культурную жизнь:богословие, еретизм, философия; искусство иархитектура; литература
|