Х1Х век был веком формирования индустриальной цивилизации. Конец Х1Х – начало ХХ века ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давший миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль и др. достижения науки. Все эти новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру. Вступление стран в ХХ век совпало с кризисом системы экономического либерализма, который явился важным фактором кризиса либерализма как мировоззренческой основы культурологических заподноевропейских концепций. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, возможностях научно-технического прогресса. Охарактеризуем наиболее яркие культурологические концепции. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) один из первых уловил кризисные явления в западноевропейской культуре, констатировав, что она «как бы направляется к катострофе».По его мнению, борьба двух начал -аполлонического(критического и рационального) и дионисийского (чувственного, иррационального) в искусстве привела в Х1Х в. К упадку духовной жизни, к нигилизму(прямой продукт критического, рационалистического мышления). Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений. Воля, как основа жизни, познается лишь с помощью искусства (т.е. чувственного, иррационального). Однако на пути воли (свободы личности) стоит мораль. По мнению философа, следует освободиться от морали и прежде всего от коллективистских ее элементов, порожденных рациональным началом. Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек – идеал Ницше. Таким образом, данная концепция не только затрагивает проблему двойственности НТП, но и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных ценностей цивилизованного общества. Кризис гуманизма, принципа свободы личности, кризис буржуазной демократии ярко обнаружили себя в годы Первой мировой войны. Некоторые взгляды Ницше получили дальнейшее развитие в концепции его соотечественника Освальда Шпенглера (1880-1936). Наиболее известный труд философа «Закат Европы» (очерки морфологии мировой истории) увидели свет в мае 1918 года. От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западно-европейской цивилизации как результате победы техники над духовностью. При этом философ различает понятия культуры и цивилизации. По Шпенглеру, цивилизация – последняя фаза всякой культуры, фаза умирания. Шпенглер один из первых подвергает сомнению европоцентристскую концепцию как универсальную для мировой культуры. Ученый рассматривает схему европоцентризма «Древний мир – Средние века – Новое время» как бессмысленную. В творчестве Шпенглера обозначалась одна из мегатенденций в культуре ХХ века, а именно: понимание исторической относительности культуры. Весьма прозорливым было отношение Шпенглера к феномену формировавшегося в то время массового духовного производства цивилизации (массовой культуры), враждебного, по его мнению, культуре. Изгнанный из советской России в 1922 году крупнейший русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948) еще 20-е годы, как и Шпенглер, констатировал глубочайший кризис западной культуры. Он, в частности писал: «Мы живем в эпоху, анологичную гибели античного мира… Все привычные категории мысли и формы самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей Х1Х и ХХ веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения»(Н.Бердяев. Новое средневековье//Вестник высшей школы,1991.№3-4)
Задание на дом:
1.Индустриальная цивилизация и проблемы культуры в ХХ веке
2.Культурологические концепции Ф.Ницше,О. Шпенглера и Н.А.Бердяева