Тема №13.Ценностно-культурные ориентации Нового времени. Проблема художественного многообразия.
Отличительной особенностью культуры данного периода является то, что в отличии от других эпох в культуре человечества основная роль отводится экономическим факторам. Эпоха нового времени характеризуется развитием буржуазного способа производства, духовным же ориентиром становится внимание к личности и ее развитию. Эпоха нового времени - новый поворотный момент в истории человечества. Капиталистический способ производства формирует новый тип человека - энергичного, прагматичного, целеустремленного, волевого и инициативного, который стремится к покою, безынициативного, пассивного и равнодушного.17 век - это век буржуазных революций в Нидерландах и Англии, время научных революций, эпоха барокко и классицизма. 18 век стал веком обращения к разуму и просвещению. Поэтому его называют веком просвещения, идеалы которого получили свое развитие и высокую оценку в последующие эпохи. Новые способы производства, происходящие в данный период, потребовали нового качественного развития науки, которая начинает занимать особое место в жизни общества и культуре. Остановиться на исследованиях Р.Декарта - естествоиспытателя и философа. Он объявил человеческий разум главным орудием познания мира. Ф. Бэкон объявил, что знание - сила, источник знания - опыт, ценность знания практическая польза. И.Ньютон сформулировал важнейшие законы физики. Галилей, Кеплер развили учение Коперника, подтвердили идею Дж.Бруно о неисчерпаемости миров. Идеи просвещения стали базой для назревающей революции. Просветители Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо вели яростную борьбу против отживших старых норм и взглядов. 19 век - это век науки и техники. В это время закладываются основы всего того, без чего мы не мыслим сегодня свою повседневную жизнь. Наука вступила в свой "золотой век". П.Сорокин подсчитал: "…лишь только один 19 век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые", а именно - 8527.В науке происходит не только количественный рост научных открытий, но и качественные изменения. В целом в искусстве происходит снижение доли религиозного и рост светского характеров Два века нового времени 17-й и 18-й характеризуются мощным взрывом идей, талантов искусства. Ни одна эпоха, существовавшая до этого не породила такого многообразия стилей, течений, направлений в искусстве. Барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, маньеризм, реализм. Но наивысшего своего расцвета и законченное развитие получили барокко и классицизм. Барокко сочетает в себе театральный блеск, монументальность, солидность, и фантастичность, характеризуется обилием композиционных элементов и патетикой. Родиной барокко считается Рим. Он развился в таких видах как декоративная живопись, скульптура, культовая архитектура, парки и дворцы. Литература барокко это сложная интрига, с многочисленными вставками и непредсказуемостью разворачивающихся действий. В музыке барокко представлено творчеством Баха. Последней фазой развития барокко стало рококо - светская культура Просвещения. В нем выразилось стремление к отрицанию устоявшихся форм и противопоставление им новых. Классицизмом именуются периоды и тенденции в истории искусства, когда формы и темы античного искусства становятся эстетическими идеалами. Характерным признаком классицизма является в первую очередь ясность, что придает произведениям академический характер. В искусстве 19-го века наблюдается разнообразие художественных направлений и стилей, которые быстро меняются, почти через каждое десятилетие.Так, стиль романтизм возник как реакция на французскую революцию и идеалы просветителей с их культом разума. Термин "романтизм" первоначально применялся в литературе, а позже охватил музыку и изобразительное искусство. Сопоставление и противопоставление реального и воображаемого мира является специфической чертой романтизма. Ему присуща и чрезвычайное разнообразие несхожих между собой форм и вариаций. Романтизм, обладая внутренним единством, проявлялся с учетом национальной специфики чрезвычайно многообразно. Представителями романтизма были Гете, Шиллер, Байрон, Делакруа, В.Скотт, Ж.Санд, Гофман, Гейне, Китс, Шелли, Рене де Шабриан, В.Гюго.Далее следует остановиться на художественном стиле реализм, который появился в литературе 19 века в конце 40-х годов. Он был связан с настроением противоречий в социальной жизни капиталистического общества, но в отличии от романтиков реалистов занимают проблемы жизни, сердца и разума в нормальных условиях. Реализм наследует и импонирует романтизму, но их больше волнует скрытая в человеке индивидуальность, его страсти и отношения и отношения к событиям. Реализм представлен такими всемирно известными именами, как Бальзак, Мопассан, Флобер, Золя, Диккенс, Стендаль, Теккерей, Голсуорси, Тургеневым, Л.Н. Толстым. С конца 50-х годов искусство Европы вступает в эпоху декаданса. Термин "декаданс" означает упадок, настроение безнадежности, пессимизма. Появляются стили "импрессионизм", "символизм". Характерным для которых было внимание к передаче света, раскрытие цветового богатства вещей, изменения формы (К.Моне, Э. Мане, Э.Дега, О.Ренуар). Позже появляется течение постимпрессионизм, где проявлялась рассудочность, неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты, толкали многих художников на путь бегства от действительности..Музыкальное искусство 19-го века, которое занимает достойное место в культуре нового времени. 19 век стал вершиной в достижении симфонической, оперной, фортепианной и романсовой классики. Ни одно прошлое столетие не знало такого обилия славных имен как век Бетховена, Шуберта, Вебера и Мендельсона, Шумана и Шопена, Россини, Беллини, Доницетти, Паганини, Берлиоза и Листа, Вагнера, Верди и Брамса, Глинки и Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бизе, Штрауса и мн.др. Задание на дом: 1.Главные ценности эпохи Просвещения (ХУПвек) 2.Стилевые и жанровые особенности искусства ХУШ столетия: классицизм, романтизм;рококо 3.Стили и направления в культуре Х1Хвекв: классицизм, романтизм, реализм, символизм, импрессионизм
|