Воспроизводствоо человеческого капитала в командной экономике сталкивается с целым рядом проблем. Несмотря на стабильный характер внешней среды, повседневная жизнь домашнего хозяйства осложняется дефицитом потребительских товаров и услуг. Домашнее хозяйство сталкивается с необходимостью превращать рутинную в иной ситуации процедуру покупки продуктов или одежды в занимающий много времени, сил и психических эмоций процесс. Кроме того, государство не представляет лишь минимальные гарантии защиты частной сферы, оставляя за собой право вмешиваться в нее при возникновении необходимости. Вообще вряд ли можно говорить о существовании защищенной государством сферы частной жизни в рамках командной экономики17. Отсюда особенно интенсивная потребность в экспансии семьи и домашнего хозяйства – только эти организации способны защитить личное пространство индивида. В этой связи Владимир Шляпентох говорит о приватизации общественной жизни в России образца 60-70-х годов – социальные связи преимущественно принимали форму семейно-родственных и "блатных", предполагавших включение в структуру домашнего хозяйства полезных для приобретения дефицитных товаров и услуг людей18.
Именно процессом создания "блатных связей", функционировавших по принципу взаимных услуг ("ты – мне, я – тебе"), во многом объясняется структура домашнего хозяйства и его хозяйственных связей. Домашнее хозяйство в экономике дефицита возникает в результате объединения наиболее специфических ресурсов. Такими ресурсами были не сами дефицитные товары и услуги, а "услуги доступа" к ним. Ведь для оказания услуг доступа не нужны были никакие собственные средства. "Помогали не из личного, а из государственного или общественного кармана, в сфере обслуживания – за счет "не своих" клиентов"19. Приоритетным доступом к дефицитным товарам и ресурсам обладали работники партийно-государственного аппарата (члены "номенклатуры"), работники торговли, работники транспорта ("везуны"), категории, часто совершавшие поездки за рубеж: артисты, спортсмены, дипломаты, просто жители отдельных регионов и городов (на основе "прописки"). Экономическое обоснование формирования домашнего хозяйства в экономике дефицита заключалось в расширении на его основе доступа к дефицитным товарам и ресурсам. То же самое верно и в отношении структуры хозяйственных связей домашнего хозяйства – друзья и знакомые часто подбирались по принципу их потенциальной "полезности" в обеспечении доступа к дефициту. "Важность друзей прямо пропорциональна степени недоступности товаров и услуг и обратно пропорциональна важности денег в получении дефицита"20.
Существование отличий в доступе к специфическому ресурсу в зависимости от места в партийно-государственной иерархии обусловило особый тип взаимоотношений домашнего хозяйства и государства. Несмотря на то что бюджетное ограничение домашнего хозяйства по сравнению с бюджетным ограничением предприятия K значительно жестче21, следует учитывать получаемые домохозяйством от государства "рентные доходы", как в денежной (социальные трансферты), так и в неденежной (престиж, приоритетный доступ к дефициту) форме. Высокая степень зависимости домашнего хозяйства от государства позволяет охарактеризовать командную экономику как этакратическую систему: "Чем ближе находится та или иная социальная группа к кормилу государственной власти и каналам распределения государственных ресурсов, тем выше ее экономическое и социальное положение"22. Поэтому домашнее хозяйство интересует прежде всего те направления государственной политики, которые позволяют ему получать ренту на основе положения в партийно-государственной иерархии: пенсионная, жилищно-коммунальная политика, политика социального обеспечения, политика в сфере образования.