Насилие можно рассматривать, как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов.Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими.Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.
Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов.Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных па порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.
Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия.Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн.человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. человек. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.
Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы в нашей стране насилие стало универсальным средством разрешения любых ее шальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.
Какова же природа насилия и агрессивности человека?
По мнению Ф. И. Минюшева: «сегодня в этой области существуют по крайней мере четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное».
Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц).
Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд).
Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».
Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.
Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеются несколько объяснений, которые можно свести к двум основным: психологическому и социальному.
Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха.Такую личность принято называть авторитарной.Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей).Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), в случае если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.