ЯЗЫК И СТИЛЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Речь оратора находится в центре внимания слушателей, они замечают любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления. Каждый оратор должен работать над культурой своей речи; слушатели, замечая ошибки в речи выступающего, сразу начинают ему меньше доверять. Можно говорить о коммуникативных качествах речи оратора, то есть о таких признаках речи, которые обязательно должны быть присущи выступающему публично. Е. Юнина и Г. Сагач выделяют такие коммуникативные качества речи оратора: — правильность (владение нормами литературного языка); — выразительность (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории); — ясность (качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного); – точность (коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением); – краткость; – уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).
Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна. Существуют также наблюдения над тем, каким требованиям должен удовлетворять язык публичного выступления. Важнейшим требованием к языку публичного выступления является требование конкретности – слова и выражения должны быть конкретны. Что значит – конкретны? П. Сопер дает следующие советы: говорите – не «шел», а «бежал», «ковылял», «плелся», «тащился», это вызовет образ. Поставьте вопрос так: «Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?» Именно не в человека, а в футболиста! Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не петух, а белый петух бантамской породы со сломанной ногой; не говорите «Филадельфия – крупный научный и медицинский центр», а говорите: «Здесь 150 больниц и 4института»; не говорите «Лютер был упрям», а говорите «Его пороли розгами по 15 раз в день». О. Эрнст советует вместо существительных, где это можно, употреблять глаголы: вскрытие – вскрыть, обеспечение – обеспечить, достижения – достичь, улучшение – улучшить. Следует стремиться к более коротким фразам, избегать многословия. П. Сопер писал: «Преодолеть многословие – все равно, что произвести прополку сада, где полезное растение не отличить от сорняков». Следует стараться убирать вводные фразы, избегать нескольких определений к одному существительному («скучный, утомительный вечер»), убирать преувеличения (я абсолютно убежден, нет и тени сомнения). Следует также избегать штампов, стереотипов (факел свободы, хранители традиций, судьба распорядилась, с затаенным дыханием и др.). По возможности старайтесь избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль. Делайте паузы до и после важных мыслей, а маловажные быстрее проговаривайте. Д. Карнеги предлагает специальное упражнение для развития этого навыка: произно-
сите «тридцать тысяч долларов» так, чтобы казалось, что это больше, чем «три миллиона». Иностранные слова следует пояснять по ходу изложения, намеренно повторять их. Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры – особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» некоторую идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория возбуждена. Рассказывают такой случай из судебной практики адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую французскую булку. Прокурор заявил, что кража невелика, но это преступление, и оно подрывает основы закона империи. Плевако, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: «Уважаемые господа присяжные! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашему государству и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия шведов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку?». Старушку оправдали. К риторическим фигурам относится повтор – «учиться, учиться и еще раз учиться». А. Стешов полагает, что надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в сознании (с. 105). Повтор ведет к запоминанию (вспомним – «повторение – мать учения»); однако мы уже отмечали, что механический повтор мысли 4 раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме. Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг – дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду. Анафора – риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д. Градация – расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он
не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти. Антитеза – риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет – народ хиреет; граждане воруют – страна богатеет. Перечислительный ряд: группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов «во-первых», «во-вторых» и т. д. Для того, чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным – 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории, как мы уже отмечали, начинается обычно после трех. Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия улучшает доступность рассуждения, но не усиливает его убедительности. Аналогия – не доказательство, «всякая аналогия хромает». Гипербола – преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути; я тысячу лет тебя не видел; миллион раз предупреждали агрессора, чтобы он не развязывал войну, и т. д. Инверсия – изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик. Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно такое распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное – в начале. Середина фразы наименее информативна. Для придания тому или иному слову выразительности, таким образом, его следует поместить в конец фразы. Все перечисленные риторические фигуры (а число их может быть увеличено, мы назвали лишь наиболее употребительные и эффективные) способствуют усилению воздействующей силы выступления, однако слишком большое число риторических фигур либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызывают раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью.
|