ЛЕКЦИРЯ 2.3. Композиционное построение драматического произведения.
Композиция (от лат. componere – складывать, строить) и (от лат. compositus – хорошо расположенный, стройный, правильный). «Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения»[22]. «В основе каждого произведения драматургии лежит принципиальная структура, состоящая из трех элементов: начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы. Начинать пьесу, не зная, чем она кончится, не следует. Финал произведения должен быть автору ясен в замысле. Ясное понимание финала своего произведения есть понимание и того, ради чего автор взялся за свою работу»[23]. Эта образная мысль, принадлежащая Алю и есть, в сущности, определение композиционного построения драматургического материала. Итак, композиция – это взаимосвязанная цепь событий, это то, за чем впоследствии и будет следить зритель. А если принять за событие действенный факт, который происходит здесь, сейчас, на наших глазах, то схематически композиция любого драматического произведения может выглядеть следующим образом[24].
Каждое из событий выполняет свою композиционную задачу и предваряет последующее причем центральное событие, согласно Закону «Золотого сечения»[25], находится несколько ближе к финалу. Примером данного композиционного построения может служить любое драматургическое произведение, что доказывает его логическую правоту. Скажем, «Ревизор» Н.В.Гоголя: 1. Исходное событие – «…К нам едет ревизор!». 2. Основное событие – приезд «ложного» ревизора – Хлестакова. 3. Центральное событие – разоблачение Хлестакова. 4. Финальное событие – сообщение о приезде настоящего ревизора. 5. Главное событие – «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.. Эх, вы!» Данная концепция композиционного построения драматического произведения намного точнее, нежели обычное разложение драмы на завязку, кульминацию и развязку, при которой сложнее выстроить основную главную идею произведения, взлет и падение конфликта, который должен являться «душой» драмы, ее «зерном» то есть основной сутью. По утверждению Шеллинга «только через объединение событий, с участием к действующим лицам, драма становится деятельностью и действием», завязка же должна содержать возможность развязки. В самой композиции действия должно проявляться, что оно есть осуществление великой судьбы[26].
|