ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ РЕАКЦИИ
2. Городские (en astei), или Великие, Дионисии - афинский праздник в честь бога Диониса, введенный Писистратом, справлялся в месяце элафеболионе (март-апрель) в течение 5 дней (с 9 по 13 число). Это был радостный и веселый праздник победы весны над зимой, света над тьмой. В торжественной процессии переносили древнюю статую бога Диониса в храм, стоявший близ Академии. Впоследствии существенной частью праздника стали театральные представления (дифирамбические и драматические состязания). В конце февраля-начале марта зимние бури на море кончались и открывалась навигация. 3. Дамипп - лицо неизвестное. Быть может, это тот Дамипп, против которого выступил с (не дошедшей до нас) речью знаменитый оратор Гиперид. 4. Элевсинские мистерии совершались в честь богинь Деметры и Персефоны в месяце боэдромионе (вторая половина сентября-первая половина октября) в течение 10-12 дней. В мистериях могли принимать участие только посвященные (мисты), которые подвергались перед посвящением обрядам "культового очищения" (kaqarsiV). Посвященные в мистерии получали надежду на счастливую жизнь после смерти. Факел в мистериальном культе имел "очистительное" (катартическое) значение. Быть может, Дамипп исполнял в элевсинских таинствах почетную культовую должность факелоносца (dadoucoV) и в качестве такового поставил перед святилищем Деметры и Коры (Персефоны) факел (ср.: L. Deubner. Attische Feste. Berlin, 1966, стр. 78). 5. Одеон - здание, построенное Периклом в 445 г. для массовых музыкальных представлений. Его квадратный зал, покрытый тентом (размером 60х60 м), был самым большим крытым помещением в классической Греции (Plut. Pericl., 13). Одеон находился на юго-западной стороне Акрополя и был разрушен еще во время Митридатовой войны (I в. до н. э.). 6. Апатурии общеионийский праздник в честь Афины и Гефеста - справлялись в Афинах в течение 3 дней в месяце пианепсионе (вторая половина октября-первая половина ноября). Это был праздник родовых союзов (фратрий), главным образом социального и политического характера. Члены фратрии - молодые мужья приносили сообща жертвы Зевсу и Афине и записывали своих жен и детей в списки фратрий. Праздник сопровождался состязанием мальчиков в декламации поэтических произведений. 7. Сельские (kat' agrouV), или Малые, Дионисии - праздник в честь бога Диониса - справлялись в месяце посидеоне (декабрь-январь) отдельными аттическими домами (округами). Существенной частью праздника была торжественная фаллическая процессия (pomph). Это был веселый праздник деревенской молодежи карнавального характера с песнями, плясками, играми, насмешками, шутками и издевками над деревенскими властями. В празднике принимали участие даже рабы (по своему характеру этот праздник родствен святочному колядованию, описанному Гоголем в "Ночи перед рождеством"). 8. В рукописях далее следует эпилог византийского времени: "От подобных людей следует бежать сломя голову, если хочешь избежать лихорадки. Нелегко ведь переносить людей, которые не способны различать, когда ты свободен и когда тебе недосуг". IV. Неотесанность 1. Феофраст подчеркивает, что не всякая невоспитанность или необразованность (amaqia) есть неотесанность, а только та, которая проявляется непристойным образом (aschmwn). Неотесанный имеет некоторые общие черты с бесстыдным (bdeluroV, характ. XI) и нечистоплотным (duscerhV характ. XIX), а также с назойливым (ahdhV, характ. XX) и бестактным (akairoV характ. XII). Бесстыдному свойственна непристойная манера шутить (paidia eponeidistoV), а нечистоплотному - вызывающая отвращение телесная неопрятность (aqerapeusia swmatoV luphV paraskeuastikh). От несносного и бестактного неотесанный отличается оттенком своего непристойного поведения. Несносный раздражает тупостью, а бестактный - неделикатностью, тогда как глупость неотесанного (деревенщины) вызывает только смех (ср.; О. Ribbec It. Abhandl. Konigl. Sachs. Ges. d. Wiss., 1888, XXIII, стр. 1 сл.). 2. Кикеон (болтушка) - напиток, приготовлявшийся из смеси вина, меда, муки и тимьяна (дикой мяты), упоминается уже у Гомера (см.: II., XI, 624 сл., 0d., X, 234 сл.). Дикая мята (тимьян или чабрец) - Thymbra capitata придавала напитку острый, пряный запах. Это было любимое питье аттических крестьян (Aristoph. Pax, 1169). 3. Мирра - благовонное растительное масло, ввозилось в Афины с Востока и применялось как лекарство и в парфюмерии. В народном собрании неотесанный шокирует соседей городского воспитания, привыкших душиться миррой, своими деревенскими манерами, постоянным рыганием, а главное тем, что от него всегда разит одуряющим запахом дикой мяты. 4. Ношение сапог большего размера (не по ноге) и зычный голос - один из признаков неотесанного деревенщины (ср.: Cicer. de orat., III, 61, 227), так же как и питье неразбавленного вина (9). 5. Текст испорчен. 6. Архий - быть может, фиктивное имя какого-то торговца соленой рыбой. Богатые люди покупали свежую рыбу на рыбном рынке (ср.: Aristoph. Ran., 1068), а бедняки довольствовались более дешевой соленой (или вяленой) рыбой (ср.: Н. Blumner. Griech Privataltert. Freiburg, 1882, стр. 227). V. Угодливость 1. По Аристотелю (EN, XII, 1126b, 11), противоположностью угодливым (обходительным) являются люди брюзгливые (duscoloi) и сварливые (duserideV) (о близости угодливого к льстецу см. выше, характ. II, прим. 1). 2. В третейские судьи в Афинах тяжущиеся стороны выбирали двоих судей, а третьего уже назначали эти двое. Решение третейского суда не подлежало обжалованию. 3. Дети и женщины обычно не ели вместе с гостями. 4. Собственно, 'мех'. Имеется в виду какая-то неизвестная нам детская игра. Быть может, нечто вроде "игры в пальцы", где нужно быстро угадать число показанных пальцев. 5. Дальнейший текст этого характера (6-10) некоторые издатели (например, О. Наварр) переносят в конец характ. XXI. Другие считают его концом особой главы. Нам кажется, что для этого нет достаточных оснований. 6. После походов Александра Македонского в Греции появилась египетская мода коротко стричь волосы и брить бороду. Частая смена верхней одежды и употребление парфюмерии (натирание благовонными мазями) - также признаки тщеславия и желания нравиться. 7. Гимнасии - места для физических упражнений. Это были комплексы спортивных со
|