Комикс-журналистика как отдельный материал и формат (СМИ, DIY-издания, отдельные проекты)
Несколько лет назад российский Интернет охватил бум на самиздат-, веб-, панк- и веб-панк-журналистику, появилось так называемые DIY-изданий, или самиздатовские («do it yourself» — «сделай это сам»), вроде журнала «Милый друг» бывшего шеф-редактора программы «Парфенов» на телеканале «Дождь» Александра Уржанова, «Москвич» бывшего арт-директора ежемесячника «Афиша-Еда» Ивана Большакова, портал при общественно-культурном сайте Openspace.ru под названием W-O-S.ru (специализируется на иллюстрациях, не комиксах) и так далее. Подобные работы появляются в официальных СМИ, создаются в виде комикс-изданий и отдельных проектов, реализуются в форме социальных комиксов. По мнению создателей портала «Респект: Комиксы из разных стран»[137] в России существуют два печатных издания, публикующие комикс-журналистские материалы: журнал «Русский репортер» (далее — «РР») и газета «Деловой Петербург». В июле 2011 г. на странице «РР» в социальной сети «Facebook» появился анонс первого комикса о «мигалочниках» — «Сигнал»[138]. Темой было широко распространенное превышение должностных полномочий владельцами автомобильных средств с «мигалками», а именно речь шла о депутатах. Проблема подается зрителям практически в формате житейской истории, за исключением выдуманного конца и оговорки: «Все события и персонажи данного комикса являются вымышленными, любые совпадения с реальными людьми — случайность. Такая история, конечно же, никогда не происходила на дорогах городов России — у нее слишком хороший финал» (Приложение 29). С точки зрения журналистики материал публицистичен, привлекает внимание к давно существующей в обществе проблеме. Не смотря на заявление редакции о появлении в рубрике РР-Онлайн периодически появляющихся комиксов на социальные темы, за 4 года кроме работы «Сигнал» ничего не появилось. Другая упомянутая газета «Деловой Петербург» на своих страницах ограничивалась лишь публикацией небольших заметок о проектах с предоставлением гиперссылок на оригиналы, однако указанные материалы действительно интересны с точки зрения комикс-журналистики. В июне 2009 г. Владислав Цыплухин публикует заметку о комиксе «Человек–Грызлов» спасет мир», где рассказывает о появлении в блогах сериала комиксов про «главного единоросса страны, спикера Госдумы Бориса Грызлова… по сюжету первой части, главный герой спасает Москву от взрыва газопровода, борясь с приспешниками Черного Олигарха, в том числе Человеком–Кротом»[139] (Приложение 30). В апреле 2011 г. Ольга Жигулина в своей статье рассказывает о проекте «Городские легенды», который затрагивает актуальные городские проблемы, глубинные социальные страхи и урбанистические мифы. К сожалению, на сегодняшний день проект закрыт, официальный сайт не функционирует, последняя запись в блоге датируется апрелем 2013 г. и примеры ограничены «анонсирующими» страницами. Проект опубликовал 6 выпусков и ещё несколько отдельных небольших материалов, затронув в своих работах темы законодательства о въезде фур в Москву, нездорового образа жизни москвичей, взаимодействии автомобилей и пешеходов, зависимости от игровых автоматов и т.д. (Приложение 30). Непосредственно на своих страницах публиковал комиксы Издательский дом LookAtMedia, который содержит целый штат иллюстраторов в редакции. На действующем и сегодня интернет-портале в декабре 2013 г. бывший редактор издания Даниил Трабун публикует комикс-интервью с Артемием Лебедевым о городском дизайне (Приложение 31). Материал полностью соответствует журналистским критериям с точки зрения отсутствия вымысла, жанр подачи соответствует известному «интервью». «Афиша-Волна» в конце 2013 г. запустила совместную рубрику с минским музыкальным блогом Fat Necks, в которой иллюстрируют главную новость уходящей недели в мини-комиксе. Среди новостных поводов заявлении Земфиры о том, что она не давала согласия на использование своей песни на церемонии открытия Олимпиады, возможность полета Леди Гага в космос в 2015 г., выпуск нового альбома английского музыканта Morrissey, танец Леонардо ДиКаприо MGMT на фестивале Coachella и др. (Приложение 32). Наибольший интерес представляют попытки создания журнала, целиком состоящего из работ художников. Анализ показывает, что на данный момент это издания-однодневки, с другой стороны, для комикс-журналистики они являются бесценным опытом. Первый печатный выпуск журнала «Хронометр», нарисованный полностью в формате комикс, читатели увидели в декабре 2012 г. (Приложение 33). Это был бесплатный иллюстрированный журнал об общественно-культурной жизни Москвы и ее обитателей. На главной странице авторы писали: «В смелой попытке мы постараемся объединить журналистику и визуальное искусство … отрисованные репортажи, целые истории о неизвестных домах и памятниках архитектуры, инфографика, совместные проекты с талантливыми художниками … Стоит отдельно сказать о жанре интервью — на страницах «Хронометра» знаменитые и просто интересные люди рисуют ответы на наши вопросы»[140]*. Среди тем весеннего №2 за 2013 г. пожар в ГИТИСе, празднование Масленицы в разных городах, выступление музыкальной группы «Аквариум» и т.д. Журнал получился информационным, без аналитических и публицистических материалов, а главное — первым опытом журналистского комикс-журнала, хотя тираж в 999 экз. позволял не регистрировать издание как СМИ. Издание было связано с большими материальными трудностями, финансирование было открытым и состояло из благотворительных взносов людей. После второго номера проект закрылся. Другим проектом, преследовавшим цель публикации журналистских материалов в новом визуальном формате, должен был стать сайт Mossight.ru. В апреле 2013 г. трое коллег-редакторов «на коленке» собрали сайт и «с нулевым бюджетом вышли продвигать комикс-журналистику в Москве»[141]. Идею иллюстрированного СМИ партнер Владимира Степанченко, журналиста и одного из создателей портала, по его словам, вынашивал до этого несколько месяцев, вдохновившись интересом супруги, и по совместительству коллеги, к комиксам. Владимир уточнил, что планировал создать проект для широкой аудитории: «Это, скорее, проект для читателей, которым мы хотим дать возможность посмотреть на происходящие события через визуальные образы», — сказал Владимир Степанченко. Помимо многочисленных иллюстраций, ифографики, они выпускали комикс-новости: «Эсер Левичев всегда готов» (про кандидатов на пост мэра Москвы), запуск компанией «Ростелеком» интернет-поисковика «Спутник» в 2014 г., «борьба с опавшими листьями», вели иллюстративно-музыкальную рубрики, освещая музыкальные новости со всего мира. Не смотря на то, что сайт закрыт, осталась страничка Mossight на портале Pinterest, где размещены графические материалы, рассказывающие о приговоре А. Навальному, вопросу преемника В. Путина, шпионском скандале и другим «острым» темам (Приложение 34). По жанру напоминает небольшие новостные заметки, иногда складывающиеся в обозрение по определенной теме (серия рисунков); по стилю представляют смесь графического репортажа и инфографики, которая рисуется рядом с персонажами и высказываниями в одном пространстве, также присутствуют текстовые вставки. Стоит отметить, что в проанализированных работах не затрагиваются остросоциальные проблемы, подача материала в них достаточно нейтральна и информативна, в этом наблюдается отличие от авторского публицистичного комикса. Подвид комиксов, где затрагивают социальные темы, являются, собственно, социальные комиксы, создающиеся отдельными проектами и непубликуемые в СМИ (Приложение 35). С точки зрения журналистики «художественные» истории интересны своей социальной тематикой и несут реальную пользу для общества, т.е. не только ставят вопросы, но и предлагают пути решения. Комикс-проект для выпускников детских домов «Выпускники. Непридуманные истории» помогает в подготовке детей-сирот к самостоятельной взрослой жизни. Социальная сегрегация приводит к тому, что дети выходят из стен госучреждений дезориентированными и терпят фиаско буквально в первый же день жизни в новой для них среде общежития или квартиры. Изложенные в понятном для ребёнка виде комиксы становятся путеводителями по самостоятельной жизни. В основе первого выпуска «Тачки» история о том, как Петр и Вася тратят свое выходное пособие, пытаясь реализовать мечту о своей будущей профессии, но ни у кутилы Васи, ни у расчетливого Петра так и не получается с первой попытки успешно устроиться. Каждый из них становится заложником собственных ложных стереотипов, своего незнания и отсутствия адекватных представлений о жизни за стенами детского дома. Комикс «Что будет завтра» посвящён конфликтологии, важному и очень больному для сирот вопросу. Основной лейтмотив рассказа — показать важность сдержанности, смирения, изучения и понимания ситуации, поиска бесконфликтного выхода из трудной ситуации, поиска партнёрства, желания не нарушать закон даже в крайнем случае. Интересно момент, что в таком социальном комиксе в конце присутствуют вопросы, адресованные читателям для анализа (Приложение 35), которые обсуждаются в рамках семинаров, проводимых вместе с детьми-сиротами. Комикс нарисовали художники Наталья и Андрей Снегирёвы при участии известного психолога Зои Ординой, проект патронируют известные авторы комиксов, упоминаемые ранее, — Алексей Иорш и Хикус. Комиксы используются и на государственном уровне в качестве социальной рекламы. Персонаж Буратилло создан Студией Муха, основанной в 1990 г. под «флагом» редакции детского журнала комиксов Муха. Персонаж, появившийся сначала в форме мультипликационного героя, со временем вместе с Управлением Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков «подключился к пропаганде здорового образа жизни, за что неоднократно был премирован УФСКН РФ»[142]. В Петербурге в 2011 г. увидели свет специальные комиксы для пенсионеров. С их помощью авторы планируют упростить знакомство старшего поколения с современными технологиями. Для реализации задумки был запущен социальный проект в виде еженедельной бесплатной газеты «Полезно для пенсионера», в каждом номере которой будут публиковаться комиксы на темы, как пользоваться терминалами самообслуживания при оплате коммунальных услуг, как пополнять свой счет, оплачивать услуги мобильной связи, как звонить своим родным с помощью Skype и т.д. Организатор проекта Рада Ярушкина считает, что яркие картинки должны в доступной форме знакомить пожилых людей с новыми возможностями информационных технологий. «Такой простой и наглядный способ объяснения поможет пенсионерам легко и быстро разобраться в сложных ноу-хау двадцать первого века», — уверен издатель и учредитель газеты Игорь Белоусов[143]. На основе вышесказанного можно заключить, что комикс является перспективным инструментом взаимодействия с социально незащищёнными слоями населения, малограмотными и т.д. Например, финский журналист Вилле Хяннинен (Ville Hanninen) писал об организации «World Comics» (Финляндия), которая реализует социально-образовательные проекты в комикс-формате: представители организации ездят в страны Африки, Индию и учат местных художников рисовать на актуальные темы. В странах, где велик процент неграмотного населения, комикс лучше всего подходит для рассказа, например, о том, как важно пить чистую воду, о необходимости прививок от малярии, рассказать об основах гигиены[144]. Директор пражского фестиваля Яна Фантова привела в пример такого типа комиксов книгу чешского художника Дэвида Бёма (David Böhm) — «Ticho chrocha» («Тишина бегемота»), нарисованную по мотивам африканских сказок. Подводя итог, можно сказать, что за последнее десятилетие популярность комикса возросла многократно. Развитие визуальной коммуникации привело к проникновению комикса в сферу развлечений, образования и журналистики. На протяжении всей отечественной истории были примеры использования взаимосвязанных элементов рисунка и текста для изображения общественно-политических явлений, социальных проблем, однако в определенном смысле эта традиция была утеряна. Современная культура комикса пришла извне, но приобрела в результате синтеза культур национальные особенности. В частности, придя в отечественную журналистику, она преимущественно использует традиционную модель «журналистики мнений». Многочисленные выставки, конференции, статьи, социальные проекты и, непосредственно, авторские работы, позволяют говорить о появлении публицистичной комикс-журналистики в России, хотя встречаются и информационные материалы. Присутствуют и стилистические различия: от иностранных канонов рисования комикса до отечественных графических репортажей. В результате проведенного анализа была разработана классификация комикс-журналистики по различным признакам, которая приводится в заключении данной работы.
|