Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 9. Особенности русской философии





Расцвет философской мысли в России приходится на XIX век. Но это не значит, что до этого времени философские запросы были чужды русскому уму. Они в основном находили своё разрешение в религиозном миросозерцании.

Русская философия существенным образом отличается от западноевропейской философии.

Прежде всего, русская философия навсегда осталась связанной с религиозной почвой.

Русская философия всецело онтологична. Проблемы познания в ней отодвигаются на второй план. Но это означает не примат реальности над познанием, а включённость познания в наше отношение к миру.

Русская философия антропоцентрична. Она занята темой человека, его судьбой, смыслом жизни.

Русская философия – историософична. Она постоянно обращается к вопросам о смысле истории, конце исторического бытия и т.д.

Русские мыслители всегда заняты проблемами исторической судьбы России, поисками путей её развития. Здесь следует выделить две основные точки зрения по этому поводу.

Славянофилы Западники
И.В. Киреевский П.Я. Чаадаев
К.С. Аксаков Н.В. Станкевич
Ю.Ф. Самарин В.Г. Белинский
А.С. Хомяков А.И. Герцен
Они стремились выработать на основе исконно русских традиций особую русскую философию. Особое внимание уделяли православию. Ведь только для него характерна соборность – сочетание единства и свободы, опирающиеся на любовь к Богу. Полагали, что России нужно многому учиться у Запада. Стремились придать философским идеям прикладной характер. Философия должна помочь в быстрейшем преобразовании российской действительности.

Мир согласно русским мыслителям – положительное единство с преобладанием нравственных ценностей. В нём особое значение имеет принцип соборности – единение людей на основе их любви к Богу.

Русская философия всегда стремилась осуществить идеал целостного органичного единства всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.

Часто в основе познания русские мыслители видели интуицию – непосредственную данность объекта сознанию.

Следует заметить о космизме русской философской мысли. Это развитие идей о всеединстве человека, человечества и физического космоса.

В конце XIX – начале XX веков появляется целая плеяда великих мыслителей. Это – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.А. Аскольдов и многие другие. Судьба большинства из них весьма трагична.

Если западноевропейская философия начинается с Декарта, чьё творчество является её визитной карточкой, то отцом русской философской мысли по праву считается Владимир Соловьёв (1853-1900). Для него истинное познание есть безусловная действительность и безусловная разумность. Оно не определяется нашим к нему отношением, а наоборот, наше отношение должно определяться абсолютной истиной самой вещи. Если мы истинно воспринимаем предмет, то наше восприятие справедливо не потому, что это наше восприятие, а потому, что мы вступаем в действительное отношение с истинным предметом. Для истинного познания необходимо заранее предположить бытие предмета и его действительное отношение к познающему субъекту. «Истина, – говорит Соловьёв, – имеет своё основание вне субъекта, в реальном предмете, субъект для обладания истиной должен всецело определяться тем, что не есть он сам, должен удерживаться от всякого своего субъективного вмешательства в дело познания, должен относиться совершенно пассивно к внешнему предмету». Истина – это то, что есть, истина есть всё, и истина есть единое. Для Соловьёва истинным объектом познания является обладающее бытием Всеединство. Познать истину означает – выйти за пределы субъективного сознания в сферу Абсолютного Всеединства. Но каким образом можно осуществить этот гносеологический идеал? Согласно Соловьёву, познание складывается из данных чувственного опыта, данных разума (умозрения) и непосредственного чувства. Но основу познания составляет не восприятие и не понятие, а непосредственное ощущение абсолютной действительности – мистическое познание. Первое проявление этого мистического знания – вера, второе – представление (идеи вещей, созерцание) и третье – творческий акт нашего духа (превращение внутреннего переживания в оформленное знание об объекте).

В. Соловьёв критикует западноевропейскую философию за её отвлечённый характер. Рационализм берёт общее, а эмпиризм – частное. И те, и другие занимаются чем-то частным, а не единым, сущим. Но вне единого невозможно понять частное. Именно единое является смыслом всех предметов. Таким абсолютно сущим, единым является Бог. Он есть и личность. Этого требует сама полнота бытия. И философию В. Соловьева называют философией положительного Всеединства. Это Всеединство олицетворяет всеблагой, вселюбящий Бог.

Материальное многообразие мира у Соловьёва выступает как «София», как результат божественного мастерства и творчества. В ней Бог реализует все свои возможности. С другой стороны и София восстанавливается до органической целостности с Абсолютом. В этом случае человечество становится Богочеловечеством и реализует единство добра, истины и красоты. Формула философии русского мыслителя: Абсолют осуществляет благо через истину в красоте. Смысл единства этих трёх ценностей – любовь. Истинная любовь – воссоединение в Боге, что обеспечивает спасение и приобщение к вечности.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 135. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия