Что такое структура? Очень много говорят о физических, алгебраических, экономических и т.д. структурах. Психолог Жан Пиаже (1896-1980) определял структуру как систему саморегулирующихся трансформаций. Это комплекс законов, определяющих предметную сферу и связи между объектами. Структурализм возник в противовес экзистенциализму. Он полагает, что не субъект и его способности к свободе, самореализации лежат в основе мироздания, а безличные, глубоко подсознательные, но всё определяющие структуры.
Структурализм ставит цель сделать научным гуманитарное знание. Он распространяется в 50-е годы во всех областях науки. Но у структуралистов не было единой программы. Только Клод Леви-Стросс (1908) из всех структуралистов называл себя им. Наблюдая в отдалённых друг от друга регионах различные племенные образования, изучая их правила поведения и общественную организацию, он приходит к выводу, что в основе всех этих правил лежит игра общих законов. Систему родства можно трактовать как вид языка и совокупность операций, гарантирующих определённый тип взаимоотношений внутри группы, ведущий к их благосостоянию. Системы родства не связаны с биологическими или моральными принципами. Они являются следствием неосознанных структур.
Можно сказать, что структурализм это кантианство, но без трансцендентального субъекта. Он провозглашает существование бессознательных структур, которые правят жизнью человека. Бессмысленно говорить о свободе человека, о торжестве разума, прогрессе в истории. Если экзистенциализм возвысил человека, но не объяснил его, то структурализм, объясняя человеческую природу, провозглашает, что человек мёртв. Ведь даже сознание человека структурировано.
Таблица История западноевропейской философии
| Эпоха/мыслитель
| Основная идея
|
| Античность
| Космоцентризм
|
1.1
| Космологический период
| Происхождение мира
|
Фалес
| Вода
|
Анаксимен
| Воздух
|
Анаксимандр
| Апейрон
|
Гераклит
| Огонь, борьба противоположностей
|
Пифагор
| Числа
|
Парменид
| Бытие едино и неподвижно
|
Зенон
| Апории против пустоты, множественности и движения
|
Эмпедокл
| 4 стихии, 2 силы
|
Анаксагор
| Гомеомерии
|
Демокрит
| Атомы
|
1.2
| Антропологический период
| Благо человека
|
Софисты: Протагор
| Человек – мера всех вещей
|
Сократ
| Понятия и индукции
|
Платон
| Мир идей
|
Аристотель
| 4 причины вещи: форма, материя, движение, цель
|
1.3
| Эпоха эллинизма
| Понимание блага через отрицание
|
Стоики
| Огонь, lecton
|
Скептики
| Воздержание от суждений
|
Эпикурейцы
| Удовольствие как отсутствие страдания
|
Неоплатонизм
| Единое – Ум – Душа
|
| Средние века
| Теоцентризм
|
Августин
| Линейная концепция понимания истории, фатализм
|
| Эриугена
| Проблема разума и веры
|
Абеляр
| Понимаю, чтобы верить
|
Фома Аквинский
| 5 доказательств бытия Бога
|
Оккам
| Номинализм
|
| Возрождение
| Антропоцентризм
|
Николай Кузанский
| Понятие бесконечности
|
Бруно
| Материя – актуальность и действительность
|
Бэкон
| Наука как средство, идолы разума
|
| Новое время
| Познание мира
|
4.1
| Рационализм
| Концепция врождённого знания
|
Декарт
| Две субстанции, метод сомнения
|
Спиноза
| Одна субстанция
|
Лейбниц
| Монадология
|
4.2
| Эмпиризм
| Опыт – источник знания
|
Локк
| Деление качеств вещи на первичные и вторичные
|
Беркли
| Вещь – совокупность идей, критика материальной субстанции
|
Юм
| Критика духовной субстанции, скептицизм
|
| Немецкая классическая философия
| Рационализм, трансцендентализм
|
Кант
| Априоризм, агностицизм
|
Фихте
| Мир – деятельность воображения Я
|
Шеллинг
| Принцип абсолютного тождества
|
Гегель
| Сущность бытия – понятие
|
| Западноевропейская философия XIX-XX вв.
| Деятельность человека
|
Шопенгауэр
| В основе мира иррациональная сила – воля
|
Ницше
| Критика морали
|
Марксизм
| Экономика – основа общественной жизни, практика – критерий истины
|
Позитивизм
| Описание фактов
|
Феноменология
| Поиск сущностей в сознании
|
Экзистенциализм
| Истина открывается в деятельности человека
|
Структурализм
| В основе мира – безликие, бессознательные структуры
|