Глава 7 3 страница. Очевидно, что одна из основных задач руководителя научного коллектива, налагающих на него значительную моральную ответственность — определить наиболее
Очевидно, что одна из основных задач руководителя научного коллектива, налагающих на него значительную моральную ответственность — определить наиболее оптимальную роль каждому члену коллектива в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями, его взаимоотношениями с другими членами коллектива и потребностями самого коллектива. В свою очередь, руководителю отводится в коллективе своя роль -роль «режиссера». Формулируя требования к руководителю как «режиссеру», академик П.Л. Капица писал: «Главное требование — то, что его роль должна быть творческой, а не чисто административной. Он должен понимать смысл и цель решений научной работы и должен правильно оценивать творческие возможности исполнителей, распределять роли по талантливости и так целесообразно расставить силы, чтобы все стороны решаемой проблемы развивались гармонично». Для научного руководителя особенно важно соблюдение как нравственных норм в области научной деятельности, о которых речь шла выше, так и общих требований нравственной культуры. Это способствует повышению его авторитета, созданию атмосферы принципиальности и порядочности в коллективе, оказывает воспитательное воздействие на молодых сотрудников, в то время как несоблюдение ученым этических норм подрывает его авторитет, порождает неуважение к нему, провоцирует конфликтные ситуации в коллективе. Академик Н.Н. Семенов считает, что «искусство руководства сотрудниками» сводится к нескольким «простым» требованиям: 1) «Подбирай по возможности только способных, талантливых учеников и притом тех, в которых видно страстное желание к научному исследованию, потому что могут быть способности, но если нет страсти — толку не будет». 2) «В общении с учениками будь прост, демократичен и принципиален. Радуйся и поддерживай их, если они правы, сумей убедить их, если они не правы, научными аргументами. Никогда не приписывай своей фамилии к статьям учеников, если не принимал как ученый прямого участия в работе». 3) «Не увлекайся чрезмерным руководством учениками, давай им возможность максимально проявлять свою инициативу, самим справляться с трудностями. Только таким образом ты вырастишь не лаборанта, а настоящего творческого ученого. Давай возможность ученикам идти их собственным путем». Для успешного функционирования научного коллектива большое значение имеют и взаимоотношения «по горизонтали». Коллективные формы творческой деятельности ученых выдвигают множество морально-психологических проблем. Среди них немаловажное место занимает совместимость членов коллектива, о которой речь шла выше, развитие межличностных отношений, предупреждение и устранение конфликтных ситуаций и многое другое, влияющее на создание в коллективе положительного морально-психологического климата, а следовательно, атмосферы творчества и поиска. Известно, что успешная коллективная деятельность людей возможна только при наличии морально-психологической совместимости ее участников, совпадения или удачного дополнения их личностных качеств. Иногда работа группы, каждый член которой сам по себе обладает достаточно высоким научным потенциалом, в целом оказывается малоэффективной. Объясняется это тем, что эффективность коллективного труда зависит не столько от индивидуальных психологических качеств ученых, сколько от характера их взаимодействия. А это, в свою очередь, зависит от совместимости сотрудников, так как эффективная коллективная деятельность (научная особенно) обязательно предполагает взаимопонимание ее участников. Отсутствие такого взаимопонимания свидетельствует нередко о морально-психологической несовместимости членов коллектива. Причиной несовместимости ученого с коллегами может быть его приверженность ошибочным теоретическим позициям, его научные симпатии или антипатии, привычки и заблуждения, его предвзятость, научные авторитеты, довлеющие над ним, или личные склонности, усвоенные им моральные нормы и ценностные ориентации. Все это - своеобразные психологические барьеры, препятствующие правильному пониманию позиции других членов коллектива, а в итоге и включению ученого в активную совместную деятельность. Психологическая несовместимость может быть также результатом несходства характеров, темпераментов ученых, следствием разного уровня их нравственной культуры и воспитанности. Поэтому личностные качества ученого, его моральный облик играют немаловажную роль в жизни научного коллектива. История науки содержит немало примеров из жизни великих ученых, известных не только своими научными достижениями, но и замечательными личностными качествами. Имена И.П. Павлова, К.А. Тимирязева, СИ. Вавилова, И.В. Курчатова и многих других и сегодня служат образцом для новых поколений ученых. Одна из серьезных этических проблем в научных коллективах — конфликтные ситуации, столкновения различных точек зрения по вопросам, затрагивающим интересы дела, коллектива, отдельных людей. Конфликтные ситуации в научных коллективах играют двоякую роль. С одной стороны, производство новых знаний, поиск путей их получения нередко сопровождается напряженными дискуссиями, столкновением различных точек зрения. В этом смысле отсутствие принципиальных столкновений по той или иной научной проблеме - вовсе не положительное явление, ибо это может свидетельствовать о пассивности членов коллектива, о прекращении его поступательного движения. Однако необходимо подчеркнуть, что при возникновении конфликта на научной почве каждый его участник должен руководствоваться, как уже отмечалось, только интересами науки, стремиться найти научный вариант разрешения противоречия. Если же конфликт из области научной, деловой, переносится в область личных взаимоотношений, он начинает играть отрицательную роль. В этом случае в действие вступают психологические барьеры: неприязнь, обида, напряженность, препятствующие нормальному взаимопониманию конфликтующих сторон и преодолению возникших противоречий. Обычно выделяются три группы причин, вызывающих нежелательные конфликтные ситуации в любом, в том числе и научном коллективе: 1) недостатки в области организации труда; 2) недостатки в руководстве; 3) неблагоприятные межличностные отношения, в частности, психологическая несовместимость. Конфликтные ситуации могут быть связаны также с появлением в коллективе новых лиц, так называемых «варягов» или «захватчиков». Известны и конфликтные ситуации, причины которых специфичны именно для научных коллективов. Их можно классифицировать следующим образом: 1. Ситуации, возникающие, когда масштабность мышления одного из членов коллектива столь велика, что недоступна другим членам группы. Вместе с тем может возникнуть и другая ситуация, которую можно условно обозначить «непризнанный гений». Она возникает, когда индивид, оказавшись в плену ограниченной или даже ложной идеи, утрачивает способность адекватно оценивать свою деятельность, достижения своих коллег, блокирует тем самым нормальное научное общение, ухудшая моральный климат в коллективе. Выход из подобных ситуаций может найти только руководитель, способный разобраться в их научной и психологической подоплеке. 2. Эмоциональную напряженность может также вызвать появление в коллективе так называемого «неудачника», т.е. сотрудника, склонности и способности которого не соответствуют ни роли, предназначенной для него в коллективе, ни содержанию Вина в этом случае лежит либо на руководителе, неправильно распределившего роли, либо на самом сотруднике, не находящем в себе сил и решимости уйти из коллектива. 3. Причиной конфликтной ситуации может быть также личная неудовлетворенность научного работника, возникающая из-за неадекватной, с его точки зрения, оценки руководством и коллективом его научных достижений (феномен «мученика науки»). Безусловно, правильно оцененное и своевременно использованное открытие сулит блага обществу и дает его автору глубокое внутреннее удовлетворение и стимул к дальнейшему творчеству. Поэтому одной из важнейших проблем современной методологии науки является проблема более точной оценки значимости научных достижений. 4. Еще одна причина конфликтных ситуаций, относящаяся к области «вертикальных» взаимоотношений, — сомнения, возникающие у младших членов коллектива в компетентности научного руководителя. Логика рассуждений в этом случае обычно такова: как может этот человек мной руководить? Ведь он не знает всех тонкостей моей проблемы. В каком-то смысле это верно. Сложность ситуации коренится в том, что руководитель и подчиненный в данном случае оперируют различными «сетками» понятий. Лидер мыслит в широких категориях и для реализации общего замысла не имеет ни времени, ни нужды дублировать более мелкую «интеллектуальную сетку», регулирующую деятельность его подчиненных. Большим ученым лишь иногда удавалось совмещать одновременное владение разными уровнями и масштабами научной деятельности. Для предотвращения конфликтов, которые могут возникнуть на основе подобной ситуации, необходимо, чтобы все работники разбирались во внутренней интеллектуальной организации, в структуре вырабатываемого ими знания, умели вычленить крупные и мелкие ячейки. Более четкое представление членов научного коллектива о месте своих исследований в общей структуре знания позволит значительно эффективнее распределить функции между ними, будет способствовать достижению их взаимопонимания друг с другом и руководителем, даст возможность избежать ненужных конфликтов, повысить продуктивность творческого труда. При рассмотрении причин и сущности моральных конфликтов в научных коллективах необходимо подчеркнуть, что их предотвращение и позитивное разрешение зависит не от административных мер, а от самих членов коллектива. В целях предотвращения конфликтных ситуаций ученому следует руководствоваться рядом морально-психологических требований, которые можно предъявить любому человеку: • осуществлять постоянный контроль за собственным поведением, помнить о необходимости управления самим собой; • координировать собственный темперамент, потребности, интересы, настроение с коллегами; • терпимо относиться к привычкам, манере поведения, особенностям характера других людей (правда, это качество не должно перерастать в абсолютную терпимость «всего и вся»: «Я не думаю, - считает академик Л.И. Седов, — что умение ладить и сохранять хорошие отношения решительно со всеми — это положительная характеристика человека. Проходить мимо безобразий и иметь хорошие взаимоотношения с псевдоучеными и аморальными карьеристами — это нельзя приветствовать»); • постоянно стремиться к взаимопониманию, воспитывать в себе умение и желание понять другого человека; • совершенствовать собственную нравственную культуру — способность к сочувствию, внимание, чуткость по отношению ко всем членам коллектива. Высокий уровень взаимного уважения и доверия, требовательности и принципиальности, чуткости и предупредительности создают наиболее благоприятные условия для взаимопонимания между сотрудниками, для устранения психологических барьеров, Для оптимизации и повышения эффективности научной деятельности коллектива.
Нравственный кодекс вузовского научного работника В последние десятилетия в силу возрастания роли науки в жизни современного общества и существования различных подходов к нравственным проблемам в самой науке и научном творчестве возникла необходимость создания «универсального свода» нравственных норм науки, которые выполняли бы определенные регулятивные функции в среде ученых, в сфере научной деятельности. Американский социолог Р. Мертон, рассматривая деятельность ученого как социально обусловленное поведение, проникнутое определенными противоречиями и колебаниями между различными нормами, приводит 9 пар таких противоположных норм, в которых отражаются некоторые специфические моральные коллизии научной работы: 1. Естественное стремление ученого быстрее опубликовать полученные данные — и недопустимость поспешных публикаций. 2. Осторожность по отношению к новомодным идеям — и гибкость, восприимчивость к перспективным научным гипотезам. 3. Необходимость тщательной проверки новой идеи — и необходимость ее скорейшей «заявки» по приоритетным соображениям. 4. Право ученого рассчитывать на высокую оценку своих трудов — и обязанность работать безотносительно к оценке других. 5. Необходимость эрудиции — и опасность преувеличения ее значения. 6. Скрупулезное внимание к формулировкам и деталям — и недопустимость педантизма. 7. Собственная научно-исследовательская работа — и необходимость иметь учеников; при этом второе не должно отнимать силы и энергию для осуществления первого. 8. Право молодого ученого на самостоятельность — и необходимость учиться у мастеров науки. 9. Научное знание интернационально — но оно делает честь нации, которая способствовала его открытию. На основе анализа важнейших этических проблем научной деятельности, необходимых моральных качеств ученого и норм научного творчества философы М.Г. Лазар и И.И. Лейман разработали нравственный кодекс научного работника, включающий следующие моральные нормы и принципы: • гражданская и нравственная ответственность ученого за социальные и экологические последствия применения своих открытий, за научный прогресс; • обязанность информировать общественность о возможности применения научного открытия во вред человечеству, в антигуманных целях; • недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для здоровья человека и генетического фонда человечества; • личная ответственность за доброкачественность информации и качества производимого знания; • нравственная ответственность за воспитание молодого поколения ученых и студентов в духе гуманизма, научной честности и порядочности; • личная незаинтересованность, т.е. независимость научной истины от личных мотивов, интересов и прочих нравственных характеристик исследователя; • объективность при оценке чужих результатов, чужого мнения, независимо от личного отношения к оппоненту, данной научной школе или методологии; • обязанность публиковать свои труды, делая их достижением науки; • критическое отношение к собственным достижениям (особенно в случае успеха), отказ от соавторства без реального участия в данном исследовании (особенно в случае занимаемого высокого научного поста); • обязанность признания своих ошибок и затруднений во избежание повторных, ненужных исследований, вызывающих лишние общественные затраты; • научная честность, скромность, корректность; • недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей, формул и т.д. (при этом ссылки на чужие работы тем более обязательны, чем ближе эти работы к собственным работам ученого); • обязанность отстаивать свои идеи и концепции, невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру; • общительность, умение себя вести, культура чувств. Усвоение этих норм и правил «научной порядочности» и неуклонное следование им составляет моральный и профессиональный долг любого работника науки, но особенно науки вузовской, поскольку здесь ученый-педагог выступает одновременно и в качестве наставника молодого поколения ученых.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Согласны ли Вы с тем, что вузовская педагогика, по сравнению со школьной, имеет свои особенности? Какие коррективы и дополнения Вы готовы внести к тем, которые выделены нами? 2. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотношениях преподавателей и студентов? Обсудите сложности и «издержки» этих взаимоотношений. 3. Выскажите Ваше отношение к традиционной и новой парадигмам высшего образования и сравните их на основании приведенной таблицы. 4. Охарактеризуйте основные моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого. 5. Какие морально-психологические проблемы возникают (или могут возникнуть) в вузовском научно-педагогическом коллективе? Какую роль в их разрешении играет научный руководитель? 6. Какие причины конфликтов специфичны для научно-педагогических коллективов? Какие из них являются характерными для ваших коллективов? 7. Внимательно изучите и выскажите Ваше отношение к предлагаемому здесь Кодексу научного работника. Внесите в него необходимые, на Ваш взгляд, поправки и коррективы. 8. В какой мере ученый несет ответственность за свое открытие? 9. «Девиз науки — терпимость и гуманность, ибо наука чужда фанатизма, 10. «Наука должна служить только добру! Нельзя допускать, чтобы она опережала уровень нравственности» (Ж. Верн). Возможно ли это? Можете ли Вы привести примеры служения науки злу? 11. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери). Что Вы думаете о роли скептицизма внаучном познании? 12. Какой смысл заключен в афоризме: «Знание — сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание - сила»? 13. Какое свойство истины выражено всловах Б. Паскаля: «Истина так нежна, что чуть отступив от нес, впадаешь взаблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»'' 14. Английский философ XVII в.Т. Гоббс считал, что «незнание причины и правил не так отдаляет людей от достижения их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание. 15. «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире»,— писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете? 16. А.С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Согласны ли Вы с этим? 17. «Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все времена; но 18. «Мышление является страданием», — говорил Аристотель. Почему? 19. Известно высказывание А. Эйнштейна о том, что «наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты вносят свой вклад, помогая или мешая нашей мыслительной деятельности прийти к ее наивысшим достижениям». Как Вы думаете, каким образом «наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты» участвуют в этом процессе? 20. Основоположник так называемой «анархистской теории познания» П. Фейерабенд утверждает: «Анархизм не только возможен, но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для развития культуры в целом. В конце концов, именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мораль. Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограничения его свободного и счастливого развития. Так будь же он проклят!». Как Вы считаете, за что проклинает Разум П. Фейерабенд? 21. Как Вы относитесь к тезису анархистской теории познания П. Фейерабенда: «Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип "Допустимо все!"»? 22. «Нет радостей выше тех, которые доставляет нам изучение истин» (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости? 23. Оцените следующие афоризмы и высказывания. Готовы ли Вы взять их на вооружение? · Amicus Plato, sed magis arnica Veritas. Платон — друг, но истина дороже. (Аристотель) · Audiatur et altera pars: Следует выслушать и противную сторону. (Аврелий Августин) · И самому мудрейшему из умов еще есть, чему поучиться. (Сантаяна) · Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее. (Гельвеций) · Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше. (В.Г. Белинский) · Можно быть неправым, но нельзя быть невежливым. (Н. Бор) · Стремление к истине дороже, ценнее уверенного обладания ею. (Лессинг) · В споре рождается истина. · Знание без совести — это крушение души. (Ф. Рабле) · Говорят, что посредине между противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема. (И.В. Гете) Глава 6
ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
В содержании и структуре профессиональной этики педагога особое место занимает этика гражданственности. Это обусловлено прежде всего основной целью процесса обучения и воспитания: способствовать социальной адаптации подрастающих поколений, их становлению в качестве сознательных, идеологически зрелых граждан своего общества. Таким образом, этика гражданственности выступает нравственным основанием и важнейшей идеологической компонентой формирования гражданской и политической культуры молодых людей, вступающих в жизнь. Однако процесс этот не является спонтанно-стихийным, вернее, общество заинтересовано в том, чтобы он не был таковым, а развивался в нужном ему, обществу, направлении, обеспечивая знание, понимание и убежденность молодых людей в справедливости и необходимости тех морально-идеологических ценностей, которые наиболее точно выражают интересы граждан и общества в целом. Помочь молодым людям в приобщении к этим морально-идеологическим ценностям гражданственности и включении их в систему личных регулятивов призвана вся система образованиями в первую очередь - ее главное действующее лицо — педагог, который должен для этого сам обладать достаточно высокой политической, гражданственной и идеологической культурой. Вместе с тем, чтобы понять, что представляет собой этика гражданственности, существование которой до сих пор с трудом признается многими этиками из-за неопределенности категориального статуса понятия гражданственность, нам следует прежде всего выяснить, что означает этот термин и куда уходят его корни. Безусловно, он связан с таким понятием, как гражданин, а последнее — с феноменом гражданского общества. Поэтому обратимся сначала к их рассмотрению.
6.1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ Гражданское общество — целостная система духовных, социальных и экономических отношений между лицами, группами, институтами и организациями, независимыми от государственной власти. Оно формируется на стыке общественной и частной жизни, где человек самостоятельно, без вмешательства извне определяет цели и средства своих действий. Это как бы частная и одновременно публичная сцена, на которой действуют и отдельные личности, и политические силы, но без государственной регуляции. Это общество с самоуправляемыми структурами, область автономной самореализации людей, защищенных правовыми нормами от регламентации их деятельности государством и его органами. Здесь зарождаются индустриально-экономические отношения между людьми и их социальное неравенство, но здесь же закладываются основы прав и свобод, которые вызывают к жизни инициативность и конкуренцию; здесь изобретаются демократические институты, складывается новая ментальность, повышается кооперативность человеческой деятельности, гуманизируются различные аспекты общественной жизни. Этика гражданского общества, регулирующая поведение граждан на стыке их частной и публичной жизни, опирается, с одной стороны, на общечеловеческие моральные нормы и ценности, семейно-бытовую мораль, этику межличностного общения, с другой - на политическую мораль — ценности и нормы, ориентирующие и регулирующие действия людей, вовлеченных в орбиту политической жизни. Но в отличие от политической морали этика гражданского общества регулирует и одновременно ограничивает действия людей не в сфере политики, а в сферах экономики и хозяйствования, в системе собственнических отношений. Здесь люди выступают не как «политические существа» — подданные государства, а как граждане, которые защищены законом от вмешательства государства и которые действуют, определяя свои жизненные стратегии и тактики вполне самостоятельно. В политической этике морально оправданными считаются лишь те политические поступки и акции, которые отражают волю большинства граждан. Правда, предполагается, что это большинство действует не только в своих интересах, но и во имя меньшинства, которое в свою очередь признает решения большинства, сохраняя за собой право «быть услышанным» — в расчете на то, что в неопределенном будущем его мнение и его воля могут обрести статус большинства. В этике гражданственности одним из важнейших является принцип толерантности, который относится не только к «большинству» или «меньшинству», но и к отдельным лицам: здесь действует максима, высказанная писателем А. Платоновым: «Без меня народ не полный». Этический императив гражданского общества был в свое время сформулирован Гегелем: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Такой императив не требует любви к ближнему: симпатия, великодушие, любовь, сострадание не могут выступать требованиями. Но он предполагает систематическое и добровольное уважение к другому, требует понимать поступки других, пользоваться свободой, собственной иерархией ценностей и на их основе производить моральный выбор, принимая личные решения под личную ответственность. При этом рамки выбора определяются не столько принадлежностью личности к той или иной группе, сколько широтой ее гражданского кругозора. Поскольку, согласно этике гражданского общества, действия «уважаемых лиц» преследуют, в основном, частные интересы, постольку главной ценностью этики гражданственности выступает Свобода личности, в том числе и свобода ее морального выбора, обеспечивающая ей право на самостоятельное обнаружение Добра и Зла, а также выбор между ними с последующим определением собственного Долга и включением Совести как механизма самоконтроля. Способность проявлять такие свойства и качества, выражающие осознанное и заинтересованное отношение человека к обществу, и составляет феномен гражданственности.
6.2. ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ ЭТИКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Этику гражданственности отличает ряд характерных особенностей. • Побудительным мотивом ее является примат личного интереса над общественным, а на передний план выдвигаются проблемы соотношения добра и личной пользы, свободы целеполагания и определения ценности самих целей, рациональности и успешности индивидуальной деятельности. Благо общества, где царит подобная позитивная свобода, выступает, таким образом, как непреднамеренный и непредсказуемый, но закономерный итог индивидуальной деятельности людей; подчинение общему, служение ему здесь происходит преимущественно косвенным образом. • Ограничительными правилами оберегается моральное равенство всех лиц, причем в социальном, имущественном плане оберегается лишь равенство возможностей, а отнюдь не равенство в результатах. Требования морального равенства включают уважение к собственности, соблюдение правил «рыночной игры», запрет на нечестные средства конкурентной борьбы, недопущение социально оскорбительных форм политических и экономических действий. • Неотъемлемой чертой этики гражданственности является плюрализм, предполагающий право каждого на собственное понимание личного интереса и счастья и право на действия, ведущие к реализации избранной модели (если, разумеется, эта модель не препятствует реализации аналогичных прав ближних). • Этика гражданственности отстаивает духовный суверенитет личности, при котором нравственный образ жизни и нравственность каждого поступка не навязываются (коллективом, вождями и иными опекунами и «воспитателями», которые берутся решать за граждан, что есть добро и зло, в чем заключается их долг, совесть и счастье), а определяются стремлением граждан к свободе и оказываются итогом собственных нравственных исканий и автономного морального выбора. • Этика гражданственности базируется на принципе социальной справедливости как возможности и гарантии достижения каждым своих целей: перед гражданином, надежно огражденным законом от произвола как властей, так и сограждан, открывается путь к свободе на уровне моральности, нравственного закона, самосовершенствования. • В основе этики гражданственности лежат права человека. «Пакет» прав граждан обширен, приоритеты их могут быть разными, но в них обязательно включается право на жизнь, свободу мысли и убеждений; право на собственность; право жить только по закону, которое нельзя подменять произвольными разрешениями или ограничениями; право жить по совести; право определять место жительства; право выбирать свою судьбу (т.е. право на собственные решения); право задавать направление власти и быть защищенным от произвола властей; право объединяться в организации и т.п. Нравственным идеалом этики гражданственности является активная гражданская позиция, характеризующаяся чувством сопричастности, ответственности за судьбу человеческого сообщества и своего отечества и стремлением к деятельностному участию в ней. Человека, занимающего подобную позицию, называют гражданином.
6.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Этика гражданственности тесно связана с такими феноменами социальной жизни, как политическая этика и политическая культура, носящими ярко выраженный идеологический характер. Вместе с тем отношения между ними сложны и неоднозначны.
|