В20в.наиболее влиятельной формой иррациональной философии был экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).
Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро человеческого “Я”, благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, а именно как конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, “открытая возможность”. Учение об Э. направлено против рационалистического понимания человека, усматривающего его сущность в разуме. Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть). Основа каждой личности – это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода: 1. Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца. 2. Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя (“Мы прокляты нашей свободой” Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам. Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование. Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр. Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от основной идеи Э. – “существование предшествует сущности”, Сартр строит свою онтологию на противопоставлении двух видов бытия: “бытия-в-себе”, заменяющего объективную действительность, Бытия-для-себя”, тождественного “человеческой реальности”, т.е. сознанию. Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру, есть “не бытие бытия”, но лишь оно является источником активности, движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность человека: “человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе”. Сартр отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек “вынужден сам изобретать для себя свой закон”, выбирать свою мораль. А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э. Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, “стоит ли жизнь того, чтобы жить”. Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек “бунтует”; отсюда время от времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из своего “сизифова положения”. Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в “абсурдном” мире, выразившее бесчеловечность современного капиталистического общества. К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как психиатр. В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски человеком своей индивидуальности. Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как иносказательная: она является лишь “шифром бытия” и нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть содержание “шифра”. Господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит “крушение шифра”: человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных представлений о действительности (от “трансцендентального бытия-в-себе”). Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).
8. Философия жизни в учении Ф. Ницше. Концепция сверхчеловека. Этический нигилизм Ницше.
|