Студопедия — Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.






Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с поправками от 30 декабря 2008г., 5 февраля, 21 июля 2014г).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (по состоянию на 25 сентября 2014 года) № 63-ФЗ.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) «О противодействии коррупции».

4. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 июля 2013г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

 

Учебная литература, монографии, научные публикации:

 

5. Уголовное право и современность. Кириллов И.А. Межвузовский сборник научных трудов. Сибирский юридический институт МВД России; ответственный редактор: к.ю.н., доцент И. А. Кириллов. Красноярск, 2010.

6. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / отв.ред. И.Я Козаченко, Г.П.Новоселов.-4-е изд., изм. и доп. - Москва, 2008.

7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Курс лекций. Под ред. Рарога А.И., 2013.

8. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2009. № 4.


[1] См.: Уголовное право и современность. Кириллов И.А. Межвузовский сборник научных трудов. Сибирский юридический институт МВД России; ответственный редактор: к.ю.н., доцент И. А. Кириллов. Красноярск, 2010. С.607.

[2] См.: Уголовное право и современность. Кириллов И.А. Межвузовский сборник научных трудов. Сибирский юридический институт МВД России; ответственный редактор: к.ю.н., доцент И. А. Кириллов. Красноярск, 2010. С.608

[3] См.: Уголовное право и современность. Кириллов И.А. Межвузовский сборник научных трудов. Сибирский юридический институт МВД России; ответственный редактор: к.ю.н., доцент И. А. Кириллов. Красноярск, 2010. С.608

[4] См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Курс лекций. Под ред Рарога А.И., 2013. С.342.

[5] См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Курс лекций. Под ред Рарога А.И., 2013. С.345

[6] См.: Уголовное право и современность. Кириллов И.А. Межвузовский сборник научных трудов. Сибирский юридический институт МВД России; ответственный редактор: к.ю.н., доцент И. А. Кириллов. Красноярск, 2010. С.611.

[7] См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / отв.ред. И.Я Козаченко., Г.П.Новоселов.-4-е изд., изм. и доп. - Москва, 2008. С.811

[8] См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / отв.ред. И.Я Козаченко., Г.П.Новоселов.-4-е изд., изм. и доп. - Москва, 2008-С.812.

[9] См.: Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2009. № 4. С. 335.

Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Цель-критика и прояснение понятий,которые считаются фундаментальными и принимаются некритически.

Основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Виды идеализма (субъективный, объективный, трансцендентальный) и материализма (механистический и диалектический).

Первый, или основной, вопрос философии, по оценке Ф. Энгельса, -это вопрос об отношении сознания к материи, или, в несколько устаревших терминах, духа к природе, мышления к бытию. Основной вопрос философии (ОВФ) имеет сложную структуру, которая обуславливает большое многообразие уровней или сторон философского мировоззрения. В составе ОВФ можно выделить три важнейших уровня.

Рассматривая первый, наиболее фундаментальный уровень ОВФ, можно различить в нем две стороны (Энгельс). Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных смысла: 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует, 2) что является свойством или проявлением другого: сознание принадлежит высокоорганизованной материи или, наоборот, последняя есть проявление сознания, 3) что отражает другое: сознание отображает внешний для него материальный мир, или материя есть отображение некоего духа. Нередко используется иная формулировка вопроса о первичности-вторичности: что лежит в основе мира: материя или сознание.

Решение вопроса о первичности-вторичности подразделяет всех философов на материалистов – считающих материю первичной, идеалистов – считающих первичным сознание и дуалистов – признающих оба начала. С точки зрения материализма материя является первичной в трех указанных смыслах слова, а сознание - производно от материи. Идеализм кладет в основу, объяснения мира духовное начало.

Вторая сторона ОВФ в рассматриваемом фундаментальном аспекте этого вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека, другие философы ее отрицают. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. Гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.

Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к материи, представляет собой тройственный вопрос, или, иначе, состоит из трех неразрывно связанных вопросов: о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому. Философия на протяжении двух с лишним тысячелетий своею существования стремилась понять, что такое мир и как он отображается в человеческом познании.

 

Идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся некая идеальная сущность.

Очевидно, материализм и идеализм – два противоположных, противоречащих друг другу направления. Внутри идеализма в свою очередь существуют два крупных течения.

Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: Индии (все ортодоксальные школы), Китая (конфуцианство, даосизм), Греции и Рима (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершённую форму он обрёл в немецкой классической философии (Гегель).

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся человеческое сознание, человеческое "я".

Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В европейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеализма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта и др.

Материализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся материя (природа)

  • Метафизический (или механический) материализма 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализма и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
  • Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

 

 

Парадигмы реальности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

Вопрос об отношении человека к миру предполагает в принципе три (а не два, как в энгельсовской трактовке основного вопроса философии) варианта ответа, выраженные в истории философии: в классической, неклассической и постнеклассической философии. Философия развивается путем отрицания отрицания, по циклам (в итоге получается диалектическая "спираль"). Каждый цикл начинается с классического мышления, определяющей чертой которого является признание и оправдание диктата мира над человеком ("монолог" мира). Классическая наука стремится построить абсолютно истинную картину природы. Она не детерминирована никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Характеристики субъекта познания исключены из классической науки (3).

[С.158]

Соответственно, из классической философии исключен человек как субъект практической деятельности и самого философствования ― исключен со всеми своими проблемами, переживаниями, способностями и потребностями. Все эти реальные предпосылки философии не осознаются классическим мышлением. Человек рассматривается классической философией исключительно как объект философского исследования, подобный всем прочим его объектам. На место человека как единственного реального философствующего субъекта встает какой-нибудь мнимый субъект философствования ― например, абсолютная логическая идея или объективная истина. Типичные классические философы: Демокрит, Гегель, Энгельс. Философия выросла из мифа, и в классическом мышлении постоянно воспроизводит миф, только каждый раз на новом уровне (миф Энгельса состоит в том, что Солнце погаснет и люди обречены). Нашим потомкам наши представления о мире будут казаться столь же нелепыми, как нам ― представления о мире древних греков. Но, в отличие от древних греков, мы знаем, что наши потомки опровергнут наши знания. Так стоит ли основывать философию с далеко идущими выводами только на данных опыта или естествознания, которые могут быть опровергнуты человеческой теорией и практикой уже через несколько десятков или сотен лет?

Неклассика справедливо полагает, что не стоит. Типичные носители неклассического мышления: софисты, экзистенциалисты. Неклассическая наука вводит представление об активности субъекта познания. Приходит понимание того, что ответы природы на наши вопросы зависят от способа постановки этих вопросов (4). Соответственно, неклассическая философия сосредотачивается на человеке как субъекте философствования, а не на объектах философского исследования. Неклассическая философия ― это бунт, навязывание миру своих собственных представлений и оценок ("монолог" человека). Поэтому неклассика мало что дает для познания мира, но она является необходимым звеном в развитии философии, ибо поворачивается лицом к человеку и его проблемам. Однако зачастую неклассика не может решить этих проблем, поскольку не учитывает обратную реакцию мира на действия человека.

Эта задача решается постнеклассической философией, которая налаживает "диалог" человека с миром. Инициатором этого "диалога" и его ведущей стороной является человек, ибо именно он философствует, задавая вопросы миру. Это именно настойчивые вопросы, а не предписания или раболепная покорность. Человек выступает неотъемлемым компонентом сложных объектов современной, постнеклассической науки. В силу этого учет человеческих ценностей с необходимостью включается в методологию научного исследования, что обеспечивает соблюдение наукой объективно-реального подхода в современных условиях (5). В постнеклассической философии качество мировоззрения, т.е. "диалога" человека с миром выражено наиболее ярко и последовательно. Именно поэтому постнеклассическая философия предвосхитила общую структуру постнеклассической рациональности задолго до возникновения современной постнеклассической науки. Типичные постнеклассики: Сократ, Маркс.

Таким образом, ни одна мало-мальски заметная философия, вопреки мнению Ленина, не является "пустоцветом" на живом древе познания. В постнеклассике история философии получает необходимую динамику. Постнеклассика является синтезом, завершением цикла философского познания. Однако дальнейшие открытия в природе (зачастую соотнесенные со знанием, добытым постнеклассикой) заставляют вновь пересмотреть представления о человеке. Так с новой классической философии начинается новый цикл философского познания. Современная наука настоятельно требует, чтобы весь этот цикл протекал быстро, в сжатом виде и с наименьшими

[С.159]

интеллектуальными издержками, т.е. в голове одного человека. И этим человеком может быть только обладатель постнеклассического мышления. Таким образом, только сейчас постнеклассическая философия получила возможность обретения устойчивого парадигмального статуса, благодаря которому ей не будет "угрожать" новый Энгельс.

Эвристический потенциал постнеклассики по сути равен творческому потенциалу человека. Постнеклассический философ, в отличие от классического, всегда будет искать реальное и конструктивное (а не иллюзорное, как неклассик) решение любых человеческих проблем, даже если объективные условия (пока!) не позволяют решить те или иные проблемы. Человек как универсальная причина, как субстанция в конечном счете оказывается сильнее обстоятельств, сильнее мира.

 

Методы философского познания: метафизический, диалектический, герменевтический, феноменологический.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД – взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта – феноменов. Принципы феноменологического метода предопределяются задачей феноменологии по радикальному преобразованию философии в универсальную “строгую науку” (см. философия как строгая наука), способную на аподиктическое осмысление бытия.

Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.

В целом мировоззрение представляет собой систему представлений людей о мире, происходящих в нём природных, социальных и духовных процессах, об отношении человека к миру и самому себе; в мировоззрение входят определяемые этими представлениями жизненные позиции, ориентации, идеалы и принципы. По своей сути мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения человеком мира. В его структуру входят: знания (эмпирические, теоретические, профессиональные), мироощущение, мировосприятие, миропонимание, жизненная позиция, убеждения, вера, ценности (добро, зло.Красота, уродство и т.д.), сомнения. Основные компоненты мировоззрения: познавательный, ценностный, эмоционально-волевой, моральный, духовно-практический (переход жизненной установки в реальное действие).

Типы мировоззрения можно классифицировать:

а) по способу формирования: стихийное, научное;

б) по генезису: мифическое, религиозное, философское;

в) по субъекту: индивидуальное, групповое.

Подсистемами мировоззрения являются познавательная, ценностная, поведенческая составляющие.

Основные типы мировоззрения – житейское (обыденное), религиозное, нравственное, философское, художественное, научное.

Существуют исторические типы мировоззрения: исторически первый тип – мифический, далее последовательно возникли: религиозный, философский и научный.

В самом общем виде в структуре мировоззрения выделяются два уровня: 1) образов и 2) понятий. Это два уровня духовного освоения мира и отношения человека к миру: 1) образный, чувственный и 2) понятийный, рациональный. По своей форме мировоззрение первого уровня может выражаться и в несловесных образах: в образах живописи, музыки, скульптуры и т.д.; мировоззрение же второго уровня обязательно выражается в языке – в словесных формах.

Человек современного типа, или человек разумный (HomoSapiens), появился примерно 40 тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно 5 тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на первобытные времена. Мы прекрасно знаем, что пещерные жители охотились и собирали дары природы, хранили огонь и боролись за жизнь. Они не писали книг, не совершали кругосветных путешествий и не делали научно-технических открытий. Но, видя перед собой окружающий мир, древнейший человека не мог не задумываться о нём, если был существом разумным, не мог не пытаться объяснить его себе, хотя бы в самых общих чертах.

Первобытный человек объяснял себе окружающее с помощью мифов. Человек видел движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы. Ему было необходимо объяснить себе всё это, понять происходящее вокруг. Но у него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, т.к. он первым шёл по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашёл бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его.

Мифологическое объяснение мира часто называют наивным, потому что в нём человек для того, чтобы объяснить себе окружающие его вещи, просто переносил на них свои собственные свойства. Так же маленький ребёнок (от рождения примерно до трёх лет жизни) воспринимает мир мифологически: он считает, что вещи вокруг него точно так же, как он, все видят, слышат, чувствуют, думают. Например, если младенец ударился о стол, он стучит по нему, наказывая этот предмет.

Первобытное детство человечества вполне можно сравнить с младенчеством отдельного человека: в первые годы жизни ребёнок как бы повторяет в сокращённом виде несколько тысячелетий первобытности.

Как взрослеет ребёнок, так же когда-то взрослело человечество. Примерно в три года ребёнок перестаёт воспринимать мир таким же, как и он сам, переносить на окружающие вещи свои качества. Ребёнок начинает понимать, что он и мир – совсем не одни и то же, он выпадает из первоначального единства с ним. Так же и человек по мере своего исторического взросления постепенно выпадал из мифологического единства с миром, переставал объяснять его себе антропоморфным образом. Себя и мир он начал воспринимать как разные вещи. Мифология должна была уступить место другому объяснению мира.

Этим объяснением стала религия. Человек отказался от простого переноса своих свойств на окружающие его предметы, но по-научному объяснить всё происходящее ещё не мог, т.к. для этого у него не было достаточного жизненного опыта. Поэтому новое религиозное понимание мира выглядело так: то, что мы видим вокруг себя, не является реальностью. За нашим физическим (т.е. природным) миром стоит невидимы, таинственный, высший мир, который и есть подлинная реальность. Видимый природный мир обычно называют естественным, а то, что находится за его пределами или сверх него, называют сверхъестественным. Высший невидимый мир является сверхъестественным, а всё, что происходит на земле, зависит от него. Поскольку этот таинственный мир нам недоступен, мы не знаем причин происходящих событий. Так как мы ничего не можем знать об этом мире, нам ничего не остаётся, кроме как верить в его существование, бояться его, надеяться на него, безропотно принимать всё, что он нам посылает, считать свою жизнь полностью зависящей от него.

В этом мире находится Бог или боги – существа бестелесные и поэтому невидимые, бессмертные и совершенные. Они-то и посылают людям радости и несчастья. Между земным и божественным мирами обязательно должен быть посредник для того, чтобы люди могли хоть как-то контактировать с высшими силами, хотя бы отчасти предугадывать их волю. В Древнем мире такими посредниками были жрецы – люди, составлявшие самую привилегированную (т.е. богатую и почитаемую) касту (группу) населения. В Средние века таким посредником стала церковная организация.

Религиозные представления, по которым существует только один Бог, называются монотеизмом (от греч.слов "монос" – один и "тэос" – Бог), а представления, по которым богов много, называются политеизмом (от греч. слов "полюс" – многий и "тэос" – Бог). Иногда эти термины заменяют русскими словами "единобожие" и "многобожие". Политеизм, или многобожие (также называемое язычеством), появился намного раньше монотеизма. Языческие верования появились примерно 5 тысяч лет назад, в то время как монотеистические религии (например, христианство или ислам) появились приблизительно 2 тысячи лет назад (в первые века нашей эры).

Все древние народы прошли через этап политеизма, поэтому вполне можно сказать, что все мы родом из язычества. Появившийся позже монотеизма считается исторически более зрелой и развитой формой религии, которая соответствует более высокому этапу общественного развития. Хотя и языческие народы (например, древние греки и римляне) создали высокоразвитую культуру.

Философское мировоззрение имеет свои особенности. Оно относится к рациональной и научной сфере сознания людей и внутри неё имеет свой специфический понятийно-категориальный аппарат, который в процессе своего исторического развития опирается как на данные науки, научные категории, так и на достижения искусства, поэзии, художественной литературы, исторические исследования и жизненный, житейский опыт людей.

Философия опирается на опыт развития всего человечества. Она имеет компоненты и признаки, которые свойственны естественно-научному, социально-гуманитарному, художественному, а также религиозному и обыденному знанию. Таким образом, философия представляет собой интегральный вид знания, ядро которого образует рациональность. Связь философии как с научным, так и с обыденным, житейским сознанием и опытом людей выражается в особенностях её языка, который ближе к живому, естественному, чем язык специальных наук. Философия использует пословицы, поговорки и иную жизненную мудрость народа, накапливаемую в течение тысячелетий.

 

 

Особенности философии Древнего Китая. Конфуцианство. Основные установки конфуцианской этики.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

• даосизм; • конфуцианство; • легизм.

Меньшее распространение получили:

• моизм; • натурфилософия; • номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

• неодаосизм;

• неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

• христианской религии;

• марксизма;

• ведущих европейских философов;

• американской философии прагматизма.

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; • быть человечным.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и ХаньФэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа(III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

Особенности философии Древнего Китая. Даосизм. Понятие Дао.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается ЛаоЦзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

 

Особенно







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия