Патристика
Термин происходит от латинского "pater" – отец. Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых Отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития – III-VIII вв. Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточённой полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах. Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были: троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями ("споры о Троице"); природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема; соотношение свободы и благодати; отношение веры и разума. В истории патристики выделяют два периода: ранний (II-III вв.) и зрелый (III-VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полностью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский). Они считаются не Отцами церкви, а всего лишь церковными писателями. Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных Отцов церкви (и особенно Аврелия Августина – см. 14 вопрос) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных – православной. В католической церкви принимались особые постановления, определяющие список Отцов церкви (который пополнялся именами теологов более позднего времени), в православной церкви канонические постановления Схоластическая философия продолжала поднятые патристикой философские проблемы. Однако, эти проблемы носили несколько иной характер по методу и содержанию. По содержанию проблемы по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, но на первый план выходит проблема отношения разума и веры, религии и науки. Проблема соотношения общего и единичного тоже занимала много места. Она была связана с догмой о "Троице! И решалась с позиции "номинализма" (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции "реализма" (общее существует реально в виде некой сущности). Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но на рациональной основе ещё и наукой – философией. Отсюда большое внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и побуждающей к спасению человеческой души.
Философия Августина Блаженного. Доказательство вневременности Бога. Различение сна и яви. Роль разума и веры в познании мира. Августин Блаженный – крупнейший представитель западной патристики. История философии. В работе "О граде Божьем" Августин даёт обзор и анализ древнегреческой философии, в частности, он различает ионийскую и италийскую философию. В работе "Против академиков" он выступает с критикой относительного скептицизма, который утвердился в платоновской Академии (в средний период). Онтология. Учение А. о бытии представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отождествляет высшую идею платонизма и неоплатонизма – идею Единого = Блага – с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро и красота. Божественная Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой – отождествляются с платонической триадой – идеей Единого, Логосом (Мировым умом) и Мировой душой. Именно в силу своего происхождения от Бога всё существующее в мире является благим. Зло при этом понимается как недостаток, порча, повреждение. Космология и космогония. Бог создал мир из ничего (из небытия), и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир сразу бы исчез (прекратил своё существование). Мир ограничен в пространстве и времени, причем сами пространство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворённый мир имеет строгую иерархическую структуру, в которой каждый предмет занимает определённое и целесообразное место в общем плане мироздания. Внизу тварного мира находятся неодушевлённые предметы и неразумные существа, а во главе – разумные существа, приближение или удаление которых от Бога зависит от их собственной воли. Так, дьявол по собственному желанию отпал от Бога, а затем вверг в грех и людей. Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета. По первому пути шли все древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога. Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая даруется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Священное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога, таким образом, у А. провозглашается примат веры над знанием ("верить, чтобы понимать"). У А. неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении. Учение о душе и сотериология. Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи опять получили возможность жить не греша. В учении А. важное место занимает концепция Божественного предопределения и благодати. Бог ещё до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати. Учение об обществе и философия истории. Захват Рима варварами во главе с Аларихом в 410 г. потряс весь античный мир и привлёк внимание А. к проблеме государства и осознанию динамики человеческой истории. В своей работе "О граде Божьем" А. различает два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человеческой общности, основанные на них. Любовь к себе, доведённая до презрения к Богу => Град земной Любовь к Богу, доведённая до презрения к себе => Град Божий Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство – "большая разбойничья шайка". У А. история человечества принимает линейный характер. Она имеет начало и конец, в ней выделяются шесть периодов: 1) от Адама до Ноя (до потопа); 2) от Ноя до Авраама; 3) от Авраама до Давида; 4) от Давида до Вавилонского пленения; 5) от Вавилонского пленения до первого прихода Христа; 6) от первого до второго прихода Христа (до Страшного Суда, т.е. конца света). При всей наивности данной периодизации, её можно оценить как первую попытку создания философии истории. Бог вне времени, он и есть сама бесконечность, тогда как мир (и человек, и общество) есть акты творения, они имеют начало и пребывают в движении от прошлого через настоящее к будущему. Но это только видимость, рассуждает Августин, так как прошедшее для нас следствие памяти, а будущее - воображение и надежды. Действительно существует только настоящее. Оно стремительно в своем потоке, но оно и относительно внутри себя. Итак, Августин выдвинул два положения: абсолютная вечность Бога и ее противоположность - время, то есть изменчивость сотворенного Богом мира внутри себя. Бесконечность же неизменна, в вечности нет никакого изменения. Бог есть само совершенство, а его творение ниже его по совершенству - вспомним идеи Плотина об эманации.
1. Философия Фомы Аквинского. Роль аристотелевской философии в учении Фомы. Доказательства существования Бога. Роль разума и веры в познании мира. Вершиной средневекового перипатетизма является томизм – учение Фомы Аквинского (1225 – 1274). Фома был крупнейшим систематизатором ортодоксальной схоластики и создателем собственного учения (томизма), представляющего собой последовательный и систематический синтез идей Аристотеля и христианского вероучения. Философские воззрения. Проблема знания и веры. Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Говоря о религиозных истинах, полученных человеком через Откровение, Фома подчёркивает, что ряд из них, например о триединстве Бога, недоступен для человеческого разума; в этом случае человек может только верить. Другие же истины, скажем, о том, что Бог существует, вполне доступны разуму, и с помощью нашего разума мы можем их анализировать и доказывать. Но в то же время разум может ошибаться, и когда философские идеи противоречат Откровению, имеет место ошибка со стороны философии. Онтология. В основе томизма лежит отождествление аристотелевской Первоформы (= Перводвигатель = Первопричина = Высшая цель = Мировой ум) и христианского (ветхозаветного) Бога – создателя мира. При этом на смену аристотелевскому дуализму, в котором материя является вечной и несотворимой, приходит идеалистический монизм, где материя, природа есть результат творения Богом "из ничего". В томизме сохраняется аристотелевское противопоставление потенциального (возможного_ и актуального (действительного), но оно получает специфическую трактовку.Абсолютно актуальным является только Бог (для которого совпадает сущность и существование). Потенциальное есть неустановившееся, изменяющееся, незавершённое и, тем самым, несовершенное. Истинность всякого сущего зависит от степени обладаемого им бытия, получаемого от Бога и тем самым от степени его участия в божественном. Сотворённый мир – это воплощение божественного проекта; и поскольку Бог благ, то всё сущее (существующее) также является благим. Всё то, что человек считает злом, есть только недостаток, неполнота бытия и, значит, добра. Антропология. В соответствии со средневековыми воззрениями человек понимался как соединение материального тела и нематериальной души. Ф. утверждал, что своё завершающее осуществление индивидуальная человеческая душа получает только при соединении с телом и благодаря этому соединению. В частности, только при этом может в полной мере действовать разум (интеллект) – "могущественнейшая природа человека". Эту идею он отстаивал в борьбе с аверроистами, которые утверждали существование безличной коллективной души у всех разумных существ, и с платониками-августинцами, которые вслед за Платоном считали тело "темницей" для души.
|