Особенности современной индустриальной культуры
Сравнительный анализ традиционной и современной культур не исчерпывает всех различий этих двух типов образа жизни. Есть еще одно важное отличительное качество индустриализма, а именно абсолютизация рационализма и эмпиризм, примат вещественной фактологии, которая может быть полезной (прибыльно). Естественно, что при этом принижается роль эмоционального начала. В это же время в психологии различных народов имеются многообразные формы соотношения эмоционального и рационального, практически ориентированного и созерцательно бескорыстного. Рационализм и эмпиризм связаны с идеологией роста любой ценой и бесконечной гонкой преследования. С развитием рыночных отношений конкретные связи индивидов «утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек рассматривается как средство... Человек продает не только товаpы, он продает самого себя и ощущает себя товаром». Э. Фромм, автор приведенных выше слов, рассматривал индустриальную культуру второй половины ХХ в. в качестве общества тотального отчуждения, совокупности «атоминированных» индивидов, воспроизводящих «рыночный тип» социального характера. Последнему присущи ложные эмоции, идолизация, рационализация, искаженное чувство любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, «органическим» (бездуховным) существованием, отрицанием высших ценностей бытия. «Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера - продажи и обмена». Спустя более 30 лет после Фромма, уже в ХХI в., всемирно известный миллиардер Дж. Сорос обеспокоен «рыночным фундаменталиэмом» и тем обстоятельством, что, строго говоря, гражданское общество на Западе так и не утвердилось, царствует «общество сделки».
Еще одним аспектом современной культуры является явно выраженное стремление манипулировать индивидами всеми доступными средствами, чаще всего путем «насильственного внушения - «индоктринации» Индоктринация (или контрконтрсуггестия по терминологии Б.Ф. Поршнева) выполняет самые различные функции в современной культуре и нередко решает чисто прагматические цели (например, в рекламе). Но для нас важно то, что изменился характер воздействия на индивидов: он стал приобретать тотальную направленность и касаться не только того, что пить, есть, как одеваться, но и как жить (образ жизни) и воспринимать события, происходящие в современном мире. Последнее стало возможно в результате изменений, происшедших в современной культуре с 70-х годов ХХ в. И продолжающихся по сей день. Суть этих изменений можно выразить довольно простым утверждением: все более увеличивается роль субъективного фактора в историческом процессе. Это заключается прежде всего в попытках воздействовать на будущее развитие, даже в конструировании образа жизни.
Примерно с конца 1960-х годов стал актуальным вопрос о моделировании будущего развития человечества, о сценариях его осуществления. Огромное значение здесь играет столкновение метакультур цивилизаций в информационно- психологической плоскости, где, в свою очередь, неизбежно проявятся этнопсихологические и психолого-конфессиональные особенности того или иного народа (этнокультурной общности).
Вопрос о моделировании человеческого развития стал фактом науки с появлением работ (докладов) Римского клуба и монографии П. Бергмана и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1969). Идея о самостоятельной роли субъективной (психологической) реальности разрабатывалась и раньше в виде понятий «дух»-, «душа» или «психологическая реальностъ»(Гегель, Вундт, Дилыей), но именно Бергман и Лукман отчетливо показали функциональную направленность этого феномена в конструировании социокультурной общности.
В каком-то смысле эту же идею (моделирование общества аналогично игре, постановке) о возможности выбора сценариев развития жизненного пути личности наиболее последовательно на индивидуальном уровне выразил психолог Э. Бьерн, а на общекультурологическом - И. Хейзинга и Г. Гессе. Правда, не стоит забывать, что те же идеи в изысканной художественной форме развивал С. Моэм. Конечно, идея об аналогии (вплоть до отождествления) театра, игры и всей жизнедеятельности людей не нова. Об этом писал еще У. Шекспир («Весь мир театр...») и еще ранее высказывался Гераклит («Вечность - дитя, играющее в шахматыэ). (Весьма сомнительно, что дитя знает правила).
Но именно сейчас, в начале ХХI в., с созданием глобальных информационных сетей и возможности манипулирования сознанием сотен миллионов человек данная идея из возможности превратилась в действительность: весь мир по-настоящему стал театром, а люди актерами. (В принципе, в этом нет ничего страшного, важно только выбрать постановку с хорошим концом).
Во многом воплощению этой идеи в действительность способствовало интенсивное развитие непроизводственной сферы - сферы досуга, которая есть одновременно форма управления людьми. Развитой формы шоу-бизнес достиг к концу 1980-х годов. В 1990-х годах появился термин «иллюзорная цивилизация»стала выделяться новая форма культуры - «виртуальная реальность».
В культуре Современное искусство достигло уровня «гиперреалиама», когда образ не отражает или искажает, а продуцирует действительность. Таким образом, от воспроизводства прошлого (настоящего) человек перешел к производству (конструированию) будущего. В теоретико-социопсихс:логическом плане осмысление нынешней ситуации, сложившеися в современной культуре, подготовлено работами представителей «групповой психологии» Г. Тардом и Г. Лебоном, символического интеракционизма ч.х. Кули и Дж. Г. Мида, а также коллективной рефлексологией В.М. Бехтерева. Как никогда актуально положение Г. Тарда о том, что всякое социальное взаимодействие есть своего рода гипнотизм.
Особенностью современной индустриальной культуры, является огромная роль массовой культуры - шоу-бизнеса - в формировании представлений современного человека, в том числе и мировоззренческих. Можно даже сказать, что «производство» новостей для информационных выпусков есть лишь часть шоу, которое должно продолжаться... Грань между действительностью и «постановкой» стала очень зыбкой. Игровая реальность намного интересней настоящей. Массовое создание иллюзий, «прекрасного, дивного мира» стало ведущим направлением духовного производства конца ХХ в.
В художественной форме зачастую опережается научное осмысление особенностей сегодняшней культуры. Современная ситуация полностью или астично предсказана писателями и сценаристами. Например, ВР-комплексы первого поколения описаны О. Хаксли в романе «О, дивный новый мир» в виде «ощушалок». Различные ситуации, которые возникли и могут возникнуть в ближайшем будущем, уже «проиграны» в литературе и киноискусстве. Наиболее ярко это сделано в рассказе «Онирофильм» и в многочисленных фильмах о виртуальном мире, в частности в фильмах «Виртуальное соблазнение», «Виртуальный полицейский», «Газонокосильщик» и т. д. (Сценаристы и режиссеры виртуальных шоу в виде кинофильмов - самые почитаемые люди в СШл. Например, в 1997 г. журнал «Таймь признал самым влиятельным человеком в США - К. Картера - создателя «Секретных материалов»).
ВР-проблема становится все более актуальной для анализа.
Создание «реальности лучше, чем на самом деле» идет полным ходом в США, Японии и в других странах. В обозримой перспективе возможно создание компьютерного комплекса, способного воспроизвести реальность, которую пожелает иметь пользователь. В ВР имеются зачатки новой формы духовного производства, родившегося на стыке искусства и современных высоких технологий. В то же время ВР - это проявление родовых качеств человека в его стремлении удваивать мир и создавать все новые формы для «вынесения-во-внее продуктов своей деятельности. ВР - это «бытие-брошенное-в-мире в форме высоких компьютерных технологий ХХI в.
Все большую роль в современной культуре играет образ (имидж), символ-образ, предполагающий переживание и сопереживание. Важное значение в обеспечении коммуникации с ценностями других культур играет формирование особого механизма Я-другие. По отношению к восприятию образов очень существенно переживание Себя как Другого, и Другого как Себя. Этот процесс имеет фундаментальное значение для усвоения художественных образов и понимания ценностей иных культур. Содержание понимания в данном случае представляет собой сплав, переплетение переживания образов и интеллектуального созерцания символов.
Таким образом открывается еще одна особенность современной культуры, современности в целом. Это - проблема различной интерпретации события, кинофильма, содержания книги, образа жизни, ценностной ориентации развития (или его отсутствия). В самом общем виде такой подход можно обозначить как этнопсихологический и культурно-антропологический аспект нарратива. Нарратив (narrative) - изложение, точнее пересказ события, описание картины, эпохи, истории народа и т. д. Это явление повседневно встречается в человеческом обществе (например, рассказ о том, что изображено на картине, всегда будет различаться даже в однородном коллективе). Классический случай пересказа - фильм Вуди Аллена «Как дела, Тигровая Лилия», когда он на видеоряд неизвестного японского фильма наложил совершенно иное звучание. Для этого надо начать смотреть иеизвестный фильм с середины и без звука и пытаться понять, о чем он и о чем говорят актеры. Тот же самый прием, к сожалению, используют ведущие новостей, когда дают свои комментарии к видеоряду новостей. Аналогичные приемы используют при конструировании версии значительных событий (например, 11 сентября 2001 г.). Различные «пересказы». интерпретации как историко-культурных, так и физических событий давно уже вошли в противоречие с упрощенным эмпиризмом, строгим однозначным подходом, который постулирует количественно позитивистская наука и декларирует в качестве ценностей современный индустриализм.
Собственно говоря, каждая особенная культура - это специфическая версия истории (выраженная в мифах, сказаниях, эпосе), трактовка образа жизни в целом, стереотипов поведения в отдельности. Индустриальная культура - это тоже своеобразная версия образа жизни. Но при этом нельзя забывать, что при всем разнообразии традиционных обществ и специфичности индустриализма они имеют общие аспекты функционирования. В общем виде предмет исследования культурной (социальной) антропологии - сравнительное изучение функционирования и воспроизводства различных культур. Методы и способы анализа могут быть весьма разнообразными как в конкретной процедуре исследования, так и в последующей интерпретации эмпирического материала. Общность людей со специфической культурой может иметь не только этническую основу, хотя очень часто бывает именно так. Специфичность многих элементов культуры возникает в результате почти любого, даже относительного, обособления группы людей. В этом случае необязательно образование какого-нибудь островного государства с временной изоляцией от остального мира, как это было в Японии, или относительной изоляции, как это случилось на Кубе. Достаточно образования общности людей с относительной самостоятельностью. Такая группа может возникнуть в результате исторической ситуации (авиакатастрофа, в результате которой группа людей какое-то время живет изолированно), профессиональной деятельности (летчики, моряки, преступники) или еще по каким-либо причинам. Внутри данной относительно замкнутой группы будут развиваться, обретать свою специфику элементы культуры (особенности языка, ритуалы, приметы и суеверия, будут модифицироваться обряды перехода). Таким образом, появятся групповые культурные различия. Культура в этом случае будет вести себя как развивающийся организм, приобретающий все новые особенности в функционировании. Такое явление наблюдается на микроуровне группы, объединенной каким-либо интересом или признаком, и на макроуровне государства или метакультуры. Наиболее ярко подобные явления видны на примере островных государств, этноконфессиональных общностей и в историческом исследовании культур. И микро-, и макрообщности будут иметь свою культурную идентичность. Если выделенное сообщество людей долгое время живет вместе на одной территории, то культурная идентичность дополняется специфической адаптацией к природным условиям и, возможно, даже своеобразным антропологическим типом в результате антропологической (биологической) диффузии.
|