Студопедия — Расизм и антирасизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Расизм и антирасизм






Вряд ли найдется идеология, более дискредитированная, чем расизм. Но вряд ли найдется идеология или, по меньшей мере, умонастроение, более распространенное, чем расизм.

 

Историю расизма ведут с эпохи великих географических открытий. Можно назвать точное время его возникновения - 1492-1498 годы: открытие Америки и Индии. До сих пор «белые» люди (европейцы, арабы, берберы, евреи) не сталкивались с человеческими особями, разительно отличными от них на визуальном уровне. Люди же, которых европейские мореплаватели увидели в Америке, Южной Африке и Западной Индии, не просто верили в других богов и говорили на других языках, но имели кожу другого цвета.

 

Политику испанских и португальских колонизаторов Южной Америки с XV по XVIII век включительно иначе как геноцидом назвать нельзя. Но люди, его творившие, считали себя христианами. Из противоречия между христианскими нормами и вопиюще нехристианской практикой было бы не выпутаться, если бы колонизаторы не прибегли к учению, согласно которому объекты бесчеловечного обращения - не совсем люди или если и люди, то не совсем полноценные. Расизм выступил как идеология колонизации, как «теория», придававшая колониализму легитимность. Он расчленил человечество на группы, одни из которых, в силу своего превосходства, предопределены к господству, другие, в силу своей ущербности, - к подчинению.

 

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, исходя из объективных антропологических различий, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит свое выражение в политике расовой дискриминации.

 

С расистской точки зрения, человечество делится на «высшие» и «низшие» расы, причем различия между ними наследственны и не могут изменяться под влиянием внешних условий, вследствие чего никакие социальные преобразования не могут превратить «низшую» расу в «высшую» или даже сгладить их различия. «Низшие» расы, по утверждению расистов, всегда подчинялись «высшим», а в тех случаях, когда по каким-либо случайным обстоятельствам этого не происходило, культура деградировала, и средством для ее возрождения могло служить только приведение «низшей» расы к покорности или полное ее уничтожение.

 

Антропология была использована для «доказательства» того, что все те явления, которые в действительности, неизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений на современном историческом этапе.

 

Для этой цели была создана особая отрасль тенденциозной публицистики, имеющая некоторое внешнее сходство с антропологией, но в действительности менее всего заинтересованная в фактах и их научном освещении.

 

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение неизменно, но в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.

 

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом: «Любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни».

 

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Так, ещё в XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

 

Но основателем «научного расизма» (и в частности - нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853-1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге - на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

 

После Ж. Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.

 

Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.

 

Расизм, например, в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители - индейцы.

 

Сопротивление расизму существует уже давно, например движение против рабовладельцев, защита этнических меньшинств от изгнания и депортации и движение, противостоящее антисемитизму.

 

Само понятие антирасизм появилось после освобождения Европы от фашизма, а именно в эссе Ж.-П. Сартра «Чёрный Орфей» (1948), посвящённом выдающемуся африканскому поэту, философу, первому президенту Сенегала Леопольду Седару Сенгору, главному теоретику философско-художественного течения «негритюд».

 

Антирасизм - движение, противодействующее расизму, ксенофобии, антисемитизму, апартеиду и этнической дискриминации. Активисты движения выступают за свободу и равноправие всех людей, независимо от их расы и национальности.

 

В мире немало организованных структур и идейных течений, которые обозначают или согласились бы обозначать себя таким именем, но нет ничего, чтобы даже отдаленно напоминало бы единую идеологию или общественное движение. Имеется множество организаций и инициатив, которые в разных выражениях и по разным поводам декларируют борьбу за равенство людей независимо от их этнической или расовой принадлежности.

 

За последние десятилетия в российском обществе, да и во всем мире произошли серьезные этносоциальные трансформации, которые поставили перед антропологами, социологами, этносоциологами и культурологами новые проблемы. Одной из наиболее злободневных проблем стала проблема консолидации национальных движений современности на базе национальных идей, основанием которых являются этнические ценности. Другой проблемой стал процесс нивелирования этнокультурных различий и замены понятия «этнос» понятием «этничность». Современные этносоциологи, культурные антропологи, и этнологи пришли к выводу, что любая национальная идея формируется на базе традиций народа и этнических ценностей.

 

Этнические ценности - это факторы, которые влияют на формирование индивидуальной этнической идентичности, этнических автостереотипов, служит для консолидации больших групп людей и целых этнонациональных сообществ. Этническая культура - это ценностно-отобранный и организованный жизненный и профессиональный опыт этноса. Границей, очерчивающей содержание этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы (язык, символико-знаковая система); содержанием же - положительный социальный опыт, накопленный в формах ценностей, норм, традиций и образцов, обычаев, верований и знаний.

 

Рис. 6.1.

 

Рис. 6.2.

Основные понятия этнологии и этносоциологии

В мире существует около 200 суверенных государств, а народностей насчитывается от 3 до 5 тысяч. Следовательно, нет государств «этнически чистых», они, как правило, многонациональны. В каждом таком государстве есть «титульная» нация и национальные меньшинства, народности, этнические группы. Отсюда следует необходимость проведения национальной политики, стремящейся укрепить единство государства путем защиты (в первую очередь и как правило) интересов «державной» нации и предоставлением территориальной и культурной автономии национальным меньшинствам. В основе национальной политики должна лежать определенная концепция. Она обычно формируется на фоне общей теории - этнологии.

 

К числу основных терминов,которые используются в этносоциологии, сегодня относятся: «этнос», «этничность», «нация», «национальность», «народ», «этническое меньшинство», «этническая стратификация», «этноцентризм», «этнический конфликт», «этническое насилие», «этноцид», «национализм», «расизм», «этнофобия», «этнофор» и т. д.

 

Термин«этнос» был введен в историческую науку еще трудами античных авторов, в частности Геродота. В переводе на русский язык с греческого слово «этнос» означает народ (от греч. ethnos - группа, племя, народ). Тем не менее, в древнегреческом языке слово «ethnos» имело много разных значений: «стая», «рой», «группа людей», «племя», «народ». Сегодня, например, в этнологии термин «этнос» употребляется только в значении «народ». В обыденной речи мы имеем в виду этносы (этнические общности), когда говорим о «народах мира»: китайцах, бразильцах, чукчах и др. Тем не менее, термин «этнос» впервые стали использовать в антропологии как науке в XVIII-XIX вв. вместе с термином «этнография». В XIX в. термин «этнос» использовался спорадически. Ученые, которые занимались народоописанием, употребляли термины «племя», «раса», «нация» как синонимы. Эта терминологическая традиция пересмотрена нынешними этнологами. Поэтому содержание термина«этнос» в исторической науке, этнографии, социологии и культурологии фиксирует представления о конкретной межпоколенной группе людей, объединенной длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самопознанием. Из такого содержания термина («этнос» вытекает его определение, сформулированное этнологами.

 

Этнос - это межпоколенная, устойчивая, исторически сложившаяся, объединенная длительным проживанием на одной территории, общим языком, культурой и самосознанием группа людей. В широком смысле этнос сопрягается с понятием территориально-политической общности.

 

Объем понятия «этнос» стал предметом научного анализа нескольких теорий. Эти теории разделяются на две крупные группы: социологические и этнокультурологические. Базовым признаком для социологических теорий стал групповой, или социальный. Базовым признаком для этнологических и культурологических теорий этноса стал культурный (хозяйственно-культурный, символический).

 

Племя, или собственно этнос (первобытнообщинное время).

 

Н.Н. Чебксаров и С.А. Арутюнов в качестве основной этнической единицы первобытного общества выделяют не племя, а группу родственных племен - «соплеменность». Согласно исторической концепции этноса, племена складывались на определенной территории. Это были сообщества людей, которые находились между собой в реальных хозяйственных связях, говорили на одном языке и обладали едиными культурно-бытовыми особенностями. Племена состояли из людей, которые были объединены реальными или мнимыми кровнородственными связями. Еще одной особенностью племени было отсутствие внутри группы соплеменников значительного социального расслоения. Поэтому культура этих общностей была единой.

 

Народность(эпоха рабовладельческого строя). Этнолог В.И. Козлов в качестве классификационной единицы исторической типологии этносов он выделил этнос, а не соплеменность. Поэтому в этногенетической, исторической типологии этносов В. И. Козлова фигурируют этносы с первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической структурой. Российские этнологи В. В. Пименов и Г. Е. Марков признали существование следующих исторических типов этноса: племена и соплеменности первобытнообщинного строя, народности древневосточного и античного типов, средневековые народности эпохи феодализма, нации капиталистической эпохи, этносы посткапиталистической эпохи, которые существенно отличаются от всех других исторических типов этносов. При этом все исследователи единодушно указывают, что союзы племен следует отличать от соплеменностей.

 

Нация (для капиталистической и посткапиталистической эпох). Сегодня нация - высший тип этнической общности. Нация возникла на основе более ранних форм родственных и неродственных этнических общностей людей.

 

В современной этнологии наряду с термином «этнос» встречается понятие «этническая общность». В строгом смысле этот термин более широк, чем термин «этнос-народ». С. А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров и Ю.В. Бромлей разрабатывали теорию этнических общностей. Структура этнических общностей иерархична и состоит из нескольких таксономических уровней: субэтнического, суперэтнического, мегаэтнического и метаэтнического.

 

Субэтнический уровеньсуществования этноса - это микроуровень, состоящий из микроэтнических единиц, т. е. наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают индивиды.

 

Суперэтнический уровеньсуществования этноса: суперэтнические образования сложились на основе крупных этнических общностей. Генетически суперэтнические группы объединяют несколько народов-этносов, родственных по происхождению, говорящих на близких языках и обладающих сходными чертами культуры. Типичным суперэтническим образованием является нация. Примером суперэтнического образования могут быть американцы, россияне (составляющие современное население России), французы (Современное население Франции), бельгийцы (современное население Бельгии). Иногда такие образования называют мегаэтническими. К ним относятся славяне, европейцы, китайцы.

 

К мегаэтническим общностям относятся также конфессиональные суперэтнические общности, которые объединяют группы этносов, исповедующих одну религию, а также носители панкультурных традиций: панславянства, панисламизма, паниндеанизма.

 

Метаэтнический уровень:примером метаэтнического образования может быть Европейский союз, в который могут входить представители мегаэтнических общностей: французы, немцы, россияне.

 

Месторазвитие этноса формирует специфический облик хозяйства (набор культур,) и культурных черт (тип одежды, жилища, пищи, транспорта, обычаев и обрядов, связанных спроизводственной деятельностью, географические символы и т. п.) этноса.

 

Наличие этнической территории чрезвычайно важно для нормального функционирования этноса, его воспроизводства, в том числе для создания естественных условий для эндогамии. Причем на ранних ступенях хозяйственного развития роль изолирующих факторов выполняли горы, леса, реки, пустыни и др. природные преграды, становившиеся естественными границами этноса. На более поздних этапах такими факторами стали традиции: традиционный уклад жизни, традиционные системы расселения, экономических связей, типы хозяйствования, сложившиеся круги семейно-брачных связей, системы праздничной обрядности и т. д.

 

Компактное проживание членов этноса – носителей этнических свойств, на стадии традиционного общества вполне обеспечивает сохранение не только культурных и психологических особенностей, но и родного языка. С развитием индустриальной цивилизации благодаря развитию в эту эпоху массовых средств коммуникации и централизованного обучения компактного расселения членов этноса становится недостаточно для сохранения этнических свойств. В это время возникает потребность в искусственном поддержании (включая специальное обучение детей в образовательных учреждениях) этнических традиций и родного языка.

 

Отрыв от «этнической родины» приводит обычно к постепенной утрате этнических свойств, а нередко к утрате и этнического самосознания, что означает вхождение в новый этнос. Единственный способ сохранить свое этническое лицо на чужой этнической территории – создать там свою «колонию», воспроизводящую в миниатюре особенности привычного быта (как поступили те же цыгане и евреи), что приводит к консервации своей культуры или стать членом национального «культурного общества», сохраняющего связи со своей родиной. В зависимости от особенностей культуры региона, из которого они были выходцами, и складывались в значительной мере особенности их культуры и быта на новых, вновь освоенных территориях.

 

К еще более радикальным последствиям приводит потеря этнической территории. Если этнос после этого продолжал сохраняться в дисперсном состоянии на той же территории, в конце концов он растворялся в этносе-завоевателе, сохраняясь там в виде субстрата.

 

Отсутствие собственной этнической территории неизбежно ведет к исчезновению этноса. Этот вывод чрезвычайно важен при решении возникающих и сегодня национальных вопросов.

 

И, наконец, такой аспект рассмотрения этнической территории как этническая граница. Норвежский этнолог Ф. Барт считает этническую границу не просто линией, где кончается один этнос и начинается другой, а главным структурообразующим признаком этноса, тем, что придает этносу ту или иную форму.

 

На границе этноса очень часто наблюдается всплеск этничности, когда культура в приграничных районах имеет большую этническую нагрузку, чем в центре этнической территории.

 

Нередко население приграничья более четко определяют черты «родного» этноса, которые противопоставляют отличным от них «чужим» элементам.

 

Развитый этнос имеет свое самосознание, Структура его состоит из представлений о характерных чертах народа (этнические автостереотипы), его происхождении, историческом прошлом, государственности, языке, ведущих образцах («героях»), нормах и ценностях народа. Видимо, кристаллизация форм этнического самосознания происходит по формуле: архетип ® менталитет ® формы общественного сознания. Принадлежность личности (группы) к этносу оценивается через понятие «этничность» и закрепляется самоидентификацией.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 277. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия