Экзистенциализм
Выступает как философия человеческого существования (экзистенции). Предшественник – Кьеркегор, философия которого антрационалистической реакцией на Гегеля. Он считал, что эта философия страдает чрезмерным объективизмом, подчинением человека господствующему духу. Переход от философии сущностей к философии существования. Германия – Ясперс (религиозная ветвь), Хайдеггер. Франция – Камю, Сартр (атеистическая). Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Центральная категория – категория человеческого существования, экзистенции. Это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла, индивидуальный для каждого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Э. рассматривает человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Важнейший фактор человеческого существования – смерть. Человеческое существование определено к смерти, движение к которой придаёт смысл человеческому существованию. Смерть – реальность, бытие. Из предопределённости человеческого существования выодится феномен свободы – человек свободен перед лицом смерти. Однако поскольку человек живёт в обществе себе подобных, он ангажируется, принимая на себя определённую ответственность. Истинная экзистенция обнаруживается в критических ситуациях, прежде всего, человека перед перспективой смерти. Одна из важнейших проблем – суицид. Таким образом человек обретает свободу, состоящую по Э. в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал своё Ego каждым своим действием или поступком. Человек Э. несёт ответственность за всё, что он делает, не оправдывая себя «обстоятельствами». Свобода в Э. это свобода этическая, а не социальная. Важное место занимает трагедия человеческого существования. Человек определён к смерти, одинок, испытывает непрерывное давление чуждых ему бессмысленных сил природы и общественной жизни. Отчуждение человека от общества, подавление личности обществом. В общем, жизнь трудна, но к счастью коротка. Ссылаясь на Маркса (сущностные силы отчуждаются от человека и превращаются в господствующие над человеком силы общества), рассматривают отчуждение как феномен человеческой экзистенции, а не экономическое и политическое отношение.
|