Русская портретная школаОснователем русской портретной школы является Иван Никитич Никитин, придворный художник Петра I. Основными типами портретов были парадный, камерный, интимный. Парадный портрет – портрет лица в парадных одеждах (главный принцип парадного портрета – идеализация модели). Интимный портрет раскрывает внутренний мир личности, пишется в основном погрудными. таков например портрет Петра 1 кисти Никитина. Характер человека выражают его глаза, лицо и руки. Нечто среднее между парадным и интимным портретом – камерный. Художник демонстрирует некоторые социальные детали, но в тоже время показывает человека как личность. Например, портреты «Канцлер Головкин» и «Напольный гетман» кисти Никитина. Во второй половине 18 века выделяются имена трех великих портретистов. Федор Рокотов, крепостной князя Репнина. Его работы: портрет поэта Василия Майкова, женские портреты Струйской, Санти, Суровцевой. Дмитрий Левицкий. Портрет горнозаводчика Демидова, парадный портрет императрицы: «Екатерина вторая - законодательница». Левицкий создал галерею портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Владимир Боровиковский. Самая знаменитая работа художника – портрет Марии Лопухиной. Портрет «Екатерина 2 на прогулке в Царском селе». Первая половина 19 века знакомит нас с новыми именами художников – портретистов. «Историей в лицах» можно считать портреты кисти Кипренского. Он создал немало портретов деятелей русской культуры, и, конечно же, самый известный среди них — пушкинский. Выдающийся портретист Василий Тропинин. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Тропинину позировали государственные сановники, вельможи, воины, дельцы, мелкие чиновники, крепостные, интеллигенты, деятели русской культуры. Среди них: историк Карамзин, писатель Загоскин, художественный критик Одоевский, живописцы Брюллов и Айвазовский, скульптор Витали, архитектор Жилярди, композитор Алябьев, актеры Щепкин и Мочалов, драматург Сухово-Кобылин. Портрет Пушкина заказал Тропинину Соболевский. Автопортрет художника на фоне Кремля. П.М. Третьяков задумал создать галерею в галерее, т.е. портреты деятелей русской культуры. Из художников – передвижников к жанру портрета обращались И. Крамской (портрет Л.Н. Толстого, И. Шишкина), Н. Ге (портрет Герцена), В. Перов (портрет Ф. Достоевского), И. Е. Репин (портреты Мусоргского, Бородина) и др.
Архитектурные стили средневековья (билет 2, 20 вопрос 1) Архитектура – это искусство строить и украшать здания. В архитектуре средневековой Европы принято различать два стиля – романский и готический. Романский (11-12 века) означает римский и отражает связь древнеримского искусства и европейским. Примером романского стиля служа средневековые монастыри и замки. Их объединяет то, что это по сути крепости строгие и аскетичные. Например: Тауэр (11 век) замок-крепость – тюрьма. Готика (13-14 век) «застывшая в камне музыка» по определению французов. Этот термин ввели гуманисты эпохи Возрождения, как уничижительный и варварский. Особенность этого стиля – высокие узкие окна, стрельчатые арки, витражи, высоко возносящиеся ввысь леса сводов. Например: собор Парижской Богоматери – Нотрдам де Пари. Четких временных границ между стилями нет.
|