Музыкальная форма — это комплекс взаимодействующих выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. Музыкальная форма — это композиционный план музыкального произведения, его строение. Мельчайшая единица музыкальной формы — мотив, а её начальный компонент — музыкальная тема. Соотношение тем, тип их развития создают основу, на которой зиждется композиционный план музыкального произведения.
Язык музыки является одним из художественных языков, поскольку она располагает специфическими художественными семиотическими системами объективации, среди которых выделяются простые и сложные. К последним в науке относят воплощение музыки в нотных знаках, а затем в звуках. В свою очередь, процесс объективации - есть перевод идей из внутренних, заключенных в сознании общества, во внешние художественные формы, художественные произведения. В них объективная реальность предстает в диалектической связи с человеком и обществом. Следует отметить, что в идеях, которые воплощаются в художественных произведениях, содержатся концентрированный социально-исторический опыт преобразования общества, оценка обществом культурно-исторической ситуации и результаты познания мира в связях с личностными отношениями людей к нему. Иными словами, в художественных произведениях содержится синтетический набор гносеологических и аксиологических моментов. В свою очередь, адекватное восприятие художественного произведения достижимо лишь благодаря «акту дешифровки», что невозможно без знания того языка, который его выражает.
Музыкальный язык народа, в отличие от языка разговорного, служит для выражения в музыкально-поэтической форме его собственных чувств и мыслей, для удовлетворения его духовных потребностей в рамках норм и исторически сложившихся традиций, выработанных коллективом. В результате музыкальные напевы становятся символами различных жизненных явлений и чувствований, и то, что они следуют «сквозь душевный строй ряда поколений» определенного этноса и проходят столь длительное испытание прочности и несомненности воздействия, превращает их в необычайно стойкие окристаллизовавшиеся звуковые комплексы. В древних интонациях и их комбинациях общество, зачастую неосознанно, вследствие одинакового раздражения-восприятия усваивало единые духовные ценности. Благодаря такого рода естественному отбору, в музыкальных интонациях не оставалось ничего субъективного, а выкристаллизовывалась объективная картина бытия.