ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
А) 1, 2, 3, 4 В) 2, 3, 1, 4 С) 4, 3, 1, 2 D) все события происходили одновременно
10. О каком времени рассказывает русская летопись: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем сохранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». А) 1111 год В) 1113 год С) 1097 год D) 1090 год
11. Соправителем Ярослава Мудрого долгое время был: А) Мстислав В) Ярополк С) Борис и Глеб D) Изяслав 12. Назовите княжество, где в период феодальной раздробленности сложилась аристократическая республика, а власть князя была незначительной: А) Киевское В) Новгородское С) Галицко-Волынское D) Владимиро-Суздальское
13. Какая часть города обозначена на рисунке номером 1? А) Посад В) Кремль С) Торге D) Городские ворота
14. Укажите русское княжество, которое первым подверглось монгольскому разорению: А) Киевское В) Черниговское В) Рязанское D) Владимиро-Суздальское
15. Установите соответствие:
А) А1, Б4, В3, Г2 В) А4, Б1, В3, Г2 С) А3, Б2, В3, Г1 D) А3, Б1, В4, Г2
ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР РУССКИЙ ТЕАТР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1. Театр Льва Толстого (1828–1910) 1.1. Театральные воззрения Л.Н. Толстого – ересиарха в религии, анархиста в государстве, панморалиста в обществе, проповедника в искусстве. «Героическая нравственность» писателя и толстовское требование религиозно-этического оправдания искусства. Н.Г. Чернышевский о «диалектике души» как творческом методе Толстого. Значительность социальной, религиозно-философской, нравственно-этической проблематики произведений. 1.2. Толстовская идея народного театра: «Петр Хлебник» (1884–1894), «Первый винокур» (1886). Простонародность эстетики, элементарность интриги, нравоучительность содержания. «Плоды просвещения» (1886) – конфликт простонародной «натуры» и барской «культуры» в комедии. Три круга персонажей (мужики, слуги, господа) в толстовском освещении. 1.3. «Власть тьмы» (1886) – религиозная драма. Евангельский контекст названия и эпиграфа пьесы; его отражение в образном колорите и атмосфере драмы. Рельефность и резкость светотени в обрисовке образов. Языковые особенности диалога, ориентированного на живую, разговорную народную речь. Образ Акима как духовный центр драмы. Черты юродства в структуре образа. Образ Никиты в его развитии: от гефсиманской тьмы греха к евангельскому свету и финальному покаянию. 1.4. «Живой труп» (1897–1900) – драма отказа героя от культуры и цивилизации. Категория стыда в человековедении Толстого и ее отражение в поэтике образа главного героя. Тема ухода героя в «мир» от фальши социума: «свобода» и «воля» Федора Протасова. Глубина и острота психологизма в обрисовке его душевного мира. Непринужденность и естественность развития действия путем смены коротких картин-эпизодов. Языковые особенности диалогов с речевыми неправильностями, недоговоренностями и оговорками. 1.5. Сценическая судьба драматургии Толстого.
|