Основные направления русской философии XIX - начала XX вв
Основные направления русской философии XIX в. Философия декабристов: была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, и. Якушина, М. Лунина, И. Киреевского и других. Основная направленность философии декабристов – социально-политическая. Идеи - отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека; Философия П.Я. Чаадаева: Основными направлениями были: философия человека, философия истории. Человек есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. выступал против индивидуализма, эгоизма.Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада. Философия западников и славянофилов А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. Западники пытались привести традиции западной философии (материализм, эмпиризм) в русскую философию. Благо для России – освоить западные ценности. Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается от народов Запада. Либеральная философя завершает философскую традицию XIX в. В.С. Соловьев (1853 – 1900).идеалами его философии были: идея объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.), идея прогресса – как всеобщей связи поколений, -идея воскрешения как главная цель, к которой должно стремиться человечество;- идея Бога как выражения добра; 5. Основные направления русской философии ХХ в. -философия «золотого века» (религиозная философия, космизм); -советская философия; -философия русского зарубежья. 15. Проблема бытия в философии: история и современность. Первыми философами, которые ввели категорию «бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель. В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения: – проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос); – в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи). С наступлением христианской эры произошло соединение философии с интенсивным богопознанием. В Средние века сформировалось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, которое состояло в выводе В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит обмирщение философии, а впоследствии явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим происходит объективизация понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии. По способу существования бытие разделяется на два мира: - мир физических состояний (материальный, природный); - мир психических состояний (сознание, духовность...) Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).
|