Историческое значение римского права
Понятие РЧП. Основные системы РЧП
Предмет РЧП: важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода принципата1 (первые 3 века н. э. — период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (к. III в. – сер. VI в.).
В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civilis.
Римское право называют «писаным разумом». Несмотря на то, что современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы торгового оборота, многие новейшие юридические конструкции основываются на элементарных понятиях и категориях, разработанных в римском праве. Ф. Энгельс писал: «Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в кот. господствует частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него существенных улучшений». Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел процесс рецепции (заимствования и приспособления) римского права. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юр. теории и практике (напр., реституция, виндикация, правопреемство и др.), могут быть усвоены лишь при изучении их непосредственно в курсе РЧП, кот. продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов. Обычное право как источник римского права В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным Писаное право (ius scriptum) - закон и др. нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право (ius non scriptum). — нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты гос. власти, они становятся простыми обычаями; если они признаются и защищаются гос-ом, они становятся юр. обычаями, составляют обычное право, а иногда воспринимаются гос.властью и им придается форма закона. Формирование обычаев - результат их неоднократного применения, при кот. правило приобретает типичный характер, и если оно признано гос-ом, то оно превращается в норму, обязательную для применения. Обычное право - древнейшая форма образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов), в преторский период применяется термин consuetude (обычай).
|