Выразительное чтение произведения учителем или учеником
4. Словарная работа: · Вереск - вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветами. Вереск, верес - 1). Calluna - род растений семейства вересковых с единственным видом - Вереск обыкновенный. Вечнозелёный кустарник. Встречается в Европе (в том числе и на Украине), Азии, Северной Америке и Северной Африке. 2). Народное название растения рода ерика (Erica) семейства вересковых. 5. Беседа. Развиваем коммуникативную компетентность учащихся: - Какую тайну охраняли пикты? - Почему захватчики стремились узнать секрет верескового мёда? (Не только за его целительные свойства, а из-за доступности растения – на их землях было много вереска). - Можно ли эту балладу назвать героической и почему? - Как вы считаете, почему старый пикт просит сбросить со скалы своего сына? - Согласны ли вы со словами Гёте: «Смелости нельзя ни научиться, ни разучиться»? - Какие «чудодейственные» напитки из трав вам известны? (Чай из липы, цветов бузины - от кашля, зверобоя и ромашки - при болезнях желудка; настой календулы полезен для глаз, имеет дезинфицирующие свойства...). 6. Слово учителя: – Чудодейственныенапитки и меды известны с древних времён и у славян: они готовили из плодов боярышника напитки для бодрости духа, активности разума и улучшения зрения. Секреты напитков из боярышника столетиями хранили ворожеи, знахари, чародеи. Такие напитки употребляли на праздники Нового года, Коляды, Калиты и др. Из боярышника изготавливали амулеты, чаще всего крестики. Ими спасались от нечистой силы, заговаривали от укусов ядовитых змей. – В балладе «Вересковый мёд» маленький народ ценой собственной жизни в тайне свое великое мастерство - изготовление чудодейственного мёда. – Действительно ли автор хотел рассказать лишь об утраченной тайне верескового мёда? – Идея произведения - рассказ об уникальном народе - талантливом, трудолюбивом, смелом. Последний пикт не просто забрал с собой древний рецепт, исчезла история целого народа, его традиции, культура, а это непоправимая утрата для истории мировой культуры. – В балладе о защите тайны медоварения автор показывает смелость и мужество народа, давшего отпор иноземным захватчикам. 6. Самостоятельная поисковая работа: найти фольклорные элементы в произведении. (Учащиеся подчёркивают их карандашом в тексте произведения). 7. Словарная работа: · Фольклор (англ. - народная мудрость, народное знание) - народное творчество. · Изобразительно-выразительные средства: гипербола, сравнение, олицетворение. 8. Работа с опорным конспектом («дерево решений»: усилиями учащихся создаём опорный конспект). Третья колонка - результат работы учащихся с текстом.
9. Работа над образами-персонажами (развиваем коммуникативную компетентность учащихся): - Почему, по-вашему, автор изобразил старого пикта карликом, а медоваров называет малютками? (Это противопоставление высокорослым многочисленным завоевателям незначительного числа маленьких медоваров с огромной силой воли). - Согласны ли вы, что «поражение начинается с того мгновения, когда только подумал, что проиграл» (Кобо Абе)? - Как вы считаете, о чём думал старый пикт, когда просил сбросить мальчика в море? (О святой тайне, о боли от потери родного сына, о своём народе, о своей непростой жизни, о том, что с ним исчезнут традиции и мудрость целых поколений пиктов). - Согласны ли вы со словами Энси Леца, что «собственная беспомощность так же опасна, как и чье-то насилие»? (В каждом случае опасны отчаяние, неверие, которые и становятся причиной поражения). - Что необходимо, чтобы справиться со сложной ситуацией? (Воля, мужество, смекалка, ясность мысли, целенаправленность). - Что же тогда подвиг? (Бороться даже тогда, когда надежда минимальна, верить в себя, в способность преодолеть любые препятствия, в победу). – Баллада о шотландских медоварах - это гимн свободолюбивому и героическому народу.
|