III. Восприятие нового материала. 1. Сообщение учащихся по опережающим заданиям (сведения о жизни и творчестве Ф
1. Сообщение учащихся по опережающим заданиям (сведения о жизни
2. Беседа с учащимися: - Что вы можете сказать об эпохе, в которой рос, воспитывался и творил - Можно ли назвать Шиллера героем, исключительной личностью? (Конечно. Он боролся не только за свой талант и право людей жить свободно, но и за право быть человеком, а не камнем). 3. Работа над материалами фотовыставки «Если хочешь знать поэта, ты в страну его последуй». 4. Слово учителя: – Ранние драмы Шиллера были своеобразным рупором, возвещавшим о духе эпохи, её недостатках и противоречиях. В это время Шиллер увлекается античным искусством, что находит отражение в его поэзии: «Боги Греции», «Художники», «Торжество победителей» и др. Он создаёт баллады на сюжеты из средневековой феодальной жизни - «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и др. Вступление к теме. У учителя в руках перчатка: «Знаком ли вам этот предмет? Что вам о нем известно? Вспомните, в каких произведениях литературы вы встречали перчатку?» (Это атрибут зимней одежды. Когда люди здороваются, перед рукопожатием перчатку обязательно надо снять. - В народной сказке «Рукавичка» этот предмет превратился в уютный домик для зверей. - В сказке «Двенадцать месяцев» бедная сиротка пошла в лес за подснежниками без перчаток и рукавичек). Слово учителя: – Мы изучали с вами древнерусский героический эпос – былины, где неотъемлемой частью снаряжения богатыря также были перчатки. В «Песне о Роланде» – герой французского героического эпоса Роланд перед смертью ищет, кому бы вручить свою рыцарскую перчатку. «Вручение перчатки - рыцарский символ исполненного приказания. Роланд выполнил приказ Карла - защитил основные силы армии от вражеского нападения. Пусть даже ценой собственной гибели, гибели всех своих людей – но всё же исполнил!.. А вот перчатку некому ни вручить, ни передать - все погибли... И тут протягивается рука с неба - и берет у Роланда перчатку». - Во времена дуэлей (XVIII–XIX вв.) бросить перчатку (отослать) - означало вызвать на поединок, дуэль. - Дворянские дамы носили ажурные перчатки как элемент не только одежды, но и этикета. – Таким образом, мы видим, что значение этого предмета не только согревать руки, но служить своеобразным способом коммуникации (способом передачи информации). – Именно к этому обычному предмету обращается Ф. Шиллер в своей балладе «Перчатка». 5. Чтение баллады (читаем текст и определяем тему и этапы развития действия): · Тема произведения - судьба человека и власть (социальное неравенство). · Идея произведения - показать, что в социально неравном обществе судьба человека зависит от прихоти власть имущих. Автор стремится донести свое негативное отношение к угнетению одного человека другим. 6. Работа с опорной схемой:
7. Словарная работа: · Придворные (при дворе) – приближённые. · Препышный (префикс пре- означает превосходную степень сравнения к слову пышный (шикарный) - необходимо читать: «слишком роскошный», что свидетельствует о нарочитом авторском преувеличении, детализации персонажей. ☼;МС Учителю необходимо обратить внимание учащихся на характеристики короля: «махнул рукой» может означать не только буквальный жест, а и равнодушное отношение ко всему увиденному (запах крови и поединки его уже не волнуют и не беспокоят). Обратить внимание учащихся на противопоставление внешней красоты дамы Делоржа и её внутренней пустоты. 8. Работа по теории литературы: · Баллада-притча объединяет в себе черты двух жанров (это баллада по форме и притча по содержанию). · Притча – краткий аллегорический рассказ поучительного характера. Притча всегда имеет скрытый подтекст. · Аллегория (иносказание) - это средство двупланового художественного изображения, при котором за конкретными художественными образами скрыты реальные лица, события. Двуплановость аллегорического изображения писатели использовали, чтобы «обойти» цензуру. – Так баллада «Печатка» скрывает иной смысл. Какой? 9. Эвристическая беседа (развиваем коммуникативную компетентность учащихся): - Как автор описывает короля? Как вы думаете, почему именно так? («Дал знак рукою», «опять рукой махнул», «в третий раз махнул рукой» - символизирует власть (рука, что даёт и отнимает); во-вторых, кроме руки в нём больше нет ничего живого (сердце, чувства). - Кому нужны решетки, клетки (благородным животным, которых называют хищниками, или людям, которые хищники в душе)? (Развлечения, при которых воздух напоён кровью, трудно назвать человеческими). - Почему разозлённые звери мирно легли? (Их так изобразил автор, чтобы противопоставить мир отчаянной борьбы за выживание другому миру – миру людей, где должны бы были править понимание, уважение и любовь). - Мог ли рыцарь бросить печатку в лицо придворной даме? (По нормам этикета нет; словосочетания «в лицо печатку бродил ей», скорей всего иносказательное, его следует понимать: «сказал откровенно, что думал, обвинил»). - Ещё раз внимательно прочитайте эпиграф к уроку, согласны ли вы со словами Гёте? Что продемонстрировал Делорж присутствующим? Как вы считаете, способны ли они были понять слова «быть человеком»? 10. Круглый стол: – Как вы понимаете слова русского мыслителя и писателя А.Н. Радищева: «Лишь тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? Согласны ли вы с этим высказыванием? К кому в балладе можно отнести эти слова?
|