II. Использование знаний, умений и навыков
☼МС По ходу урока учащиеся заполняют следующую таблицу:
1. Работа по теории литературы: · Поэма [фр. роиmе < лат. poēma < греч. – см. поэзия ] – большое лиро-эпическое повествовательное произведение в стихах. - Докажите, что «Мцыри» – это поэма. (Поэма – это лиро-эпический жанр. «Мцыри» – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало). - В чём проявляется лиризм? (При ответе делаем запись на доске и в тетрадях). · Лиризм: а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри); б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора. 2. Беседа с учащимся: - Каковы особенности изображения героя в поэме?
☼МС Учитель может использовать данную карточку-информатор или задавать соответствующие наводящие вопросы, чтобы получить необходимые ответы. - В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви - Из каких событий складывается сюжет? (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть). - Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу). - В чём пафос поэмы – в поэтизации подвига, в ней утверждается идеал жизни-борьбы. 3. Работа с текстом поэмы: 1) прослушаем строфы, выражающие этот идеал (выразительное чтение наизусть строф 3, 8); 2) в какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь-монолог). 4. Работа по теории литературы: · Лирический монолог – стихотворный рассказ от имени литературного героя. Лирический монолог способствует показу внутреннего мира героя, его чувств, переживаний, стремлений. Это одно из самых выразительных средств самораскрытия героя в лирике. - Где используется лирический монолог в поэме «Мцыри»? К кому он обращён? (Лирический монолог – это исповедь Мцыри, обращён к старому монаху). – Это взволнованная речь человека, долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам рассказывает о своих чувствах, и события даны через его восприятие. Рассказ о трёх днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы. 5. Продолжение работы над текстом. Чтение наизусть строф 17–18. Это – кульминационный момент: – Как же передаётся взволнованность, страстность, с помощью каких средств? 6. Работа групп по вопросу: многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы. В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому прослушивание сообщений групп о результатах исследования поэтического текста начнём с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме. Сравнение (сообщение группы 1). В скобках указаны строфы. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри («как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник», «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал» (2). Они отражают мечтательность натуры юноши («я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!», «в снегах, горящих, как алмаз» (6), «как узор, на ней зубцы далёких гор» (9). Природа одушевляется: «дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» (6), «вой протяжный, жалобный, как стон», «он застонал, как человек» (17). Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение гармонии. С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней («сплетясь, как пара змей» – 18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей» (9), «я был чужой для них навек, как зверь степной» (15) – шакал «кричал и плакал, как дитя» (9), «он застонал, как человек» (17). Как барс пустынный, зол и дик, В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы. В 21 строфе развёрнутое сравнение «На мне печать свою тюрьма оставила... Таков цветок темничный... Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок...» имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – «ожог» от свободы. – Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. Метафорические эпитеты (сообщение группы 2). Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв: «пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы... живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня», лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок»; 2) поэтическое восприятие мира: «снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок», её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист».
|