III. Подготовка к восприятию ученого материала
1. Слово учителя: – Настоящим сюрпризом для читателей стала баллада В. Жуковского «Людмила» (1808 г.) – первая в ряду его баллад. В основу её фантастического сюжета легли средневековые религиозные представления, вера в чудесное спасение или погибель души. Жуковского привлекало всё таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное, перед выбором между добром и злом. Мчится Людмила с призраком убитого жениха, и «сладостно-страшное» чувство охватывает читателя, стремительное движение увлекает его куда-то вдаль, за грань известного: Скоком, лётом по долинам, По буграм и по равнинам; Пышет конь, земля дрожит; Брызжут искры от копыт; Пыль катится вслед клубами; Скачут мимо них рядами Рвы, поля, бугры, кусты; С громом зыблются мосты. В. Жуковский публикует эту балладу с подзаголовком: «Подражание Бюргеровой «Леноре». Что вы можете сказать о Г. Бюргере и его балладе «Ленора»? 2. Выступление учащегося по опережающему заданию:
После выхода в свет «Леноры» Бюргера бесчисленное множество в литературах разных народов строилось по её схеме: девушка ждёт жениха, ушедшего на войну и не дающего о себе знать; однажды ночью он является; девушка в ужасе убеждается, что дождалась мертвеца. И «Людмила» В. Жуковского – вольный перевод баллады Г. Бюргера. Взяв за основу сюжет немецкого поэта, он создаёт совершенно оригинальное поэтическое произведение. А теперь познакомимся с балладой «Светлана». Над балладой «Светлана» Жуковский работал четыре года – с 1808 по 1812 год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве – Протасовой) и была её свадебным подарком.
|