В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, царь Алексей Михайлович пожелал избрания в патриархи Никона. Никон, вызванный по этому поводу в Москву, долго отказывался от патриаршества, зная зависть и вражду к себе бояр (как к царскому любимцу). Но после того как царь со слезами просил его стать патриархом, и Никон, спросив: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?» – получил утвердительный ответ, он принял патриаршество (25 июля 1652 года). Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились в обращение, а печатное слово уже считалось «неприкосновенным». В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники - упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам. Изменения:
№
| Старорусская Церковь
| Официальная Русская Православная Церковь
|
| Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским) книгам.
| Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам.
|
| Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе.
| Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку.
|
| Крест почитать только вомьмиконечный.
| Крест почитать только четырёхконечный.
|
| С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад.
| С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток.
|
| Имя Спасителя писать: «Исус».
| Имя Спасителя писать: «Иисус».
|
| «Аллилуйя» петь дважды.
Иконам поклоняться только старым или списанным со старых
| «Аллилуйя» петь трижды.
Иконам поклоняться только списанным с греческих оригиналов
|
| Служить литургию на семи просфорах.
| Служить литургию на пяти просфорах.
|
Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за "многое бесчинство". О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом "Житии...". В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен "за великие на царский дом поношения". Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов - Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении "царства" и "священства". В результате горячих прений было принято решение: Тцарь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковных. Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.