Русская культура XVII-XVIII вв
Ренессансный характер развития древнерусской культуры XVII в. Особенности секуляризации духовной жизни и культуры XVII в.: государственное и церковное, мирское и религиозное. Роль воссоединения Украины и России, присоединения Урала и Сибири в становлении единого централизованного государства. Аналоги социокультурных процессов в России и Западной Европе. Ускоренность формирования и становления иного типа мышления и культурного развития России в петровскую эпоху. «Ученичество», временная спрессованность, особая динамичность и самостоятельность социокультурных тенденций в России XVIII в. Просвещение как фактор сближения России с Западной Европой. XVIIв. — «бунташный век» — Смута, складывайте всероссийского рынка, юридическое закрепощение крестьян, народные выступления, формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства, церковная реформа и вызванный ее раскол. Важнейшим явлением стал рост национального самосознания в период Смуты. XVIIв. в истории русской культуры — это конец эпохи средневековья. В этот период возникает много новых явлений, так как происходит разрушение традиционного мировоззрения и все сильнее во всех сферах жизни проявляются светские начала. Такой процесс называется «обмирщением культуры». Обмирщение «проявилось: · в науке — как рост интереса к обобщению практического опыта; · в литературе — в формировании демократического светского направления; · в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; · в живописи — в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Борьба светского и духовного направлений характерна для культуры XVIIв. Центрами культуры стали русские города. В планировке городов произошли изменения, впервые возникло регулярное расположение улиц, имеющее вид правильной сетки, состоящее из параллельно идущих проездов и пересекающаяся под прямым углом. Развитие торговли, связанное с формированием всероссийского рынка, способствовало строительству каменных, промышленных, торговых и других помещений В конце XVIIв. оформлялся новый стиль в зодчестве: московское, или нарышкинское, барокко — многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декоративная резьба по белому камню, подчеркнутая устремленность здания вверх (церковь Покрова в Филях). Процесс «обмирщения» затронул и живопись: «строгановские иконы» первой половине XVIIв. впервые наряду с религиозной функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, полихромный колорит. Появилась светская портретная живопись — парсуны (персона). Художественным центром была Оружейная палата Кремля, где работал Симон Ушаков, сочетавший традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы. Его икона Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа Российского государства (1668 г.), содержит портреты деятелей русской истории (Спас Нерукотворный). Портреты царей стали носить реалистический характер, передавали внутренний мир персонажа. Икона «Троица», написанная Ушаковым, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изображая ангелов цветущими, полными здоровья. Реалистические устремления в искусстве отражали становление нового мировоззрения. К XVIIв. относятся первые записи произведений устного народного творчества: историй, песен, былин, заговоров. Появился новый жанр — сатира. Среди объектов сатиры — церковь и суд («Повесть о куре и лисе», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Повесть о Шемякиной суде»). Появился жанр биографической повести («Житие протопа Аввакума, им самим написанное»), бытовой повести (в «Повести о Горе-злосчастии» затронута тема взаимоотношений отцов и детей). Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания: например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Распространена на Руси переводная литература. ВXVIIв. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, в том числе светские. Продолжали выходить и рукописные книги. Основоположником русской драматургии и поэзии был С. Полоцкий (комедия «Притча о блудном сыне»), первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. В 1675 г. впервые был поставлен балет на сцене русского театра. Оживление торговли и промышленности побуждало к овладению грамотой, так как это давало возможность посадскому человеку поступить на службу в приход. Издавались учебные пособия. В Москву приглашались ученые монахи из Киева, знакомые с науками Западной Европы. В 1687 г. основана славяно-греко-латинское училище, позже академия — первое высшее учебное заведение в России. В 1653—1656 гг. патриах Никон провел церковно-обрядовую реформу, которая привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология раскола (старообрядчества) включала сложный спектр идей от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека. Победа светского начала стала очевидна лишь в XVIIIв. XVIIIвек — это век просвещения, идущего из Европы и придававшего большое значение распространению науки. Происходила аккультурация, взаимодействие культур России и Европы. Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов. Формируются характерные свойства новой российской культуры: светскость; ускорение темпов развития культуры, смены стилей в архитектуре, литературе; превращение науки в высшую ценность; активизация преобразующей деятельности государства. Петровские реформы положили начало строительству новых городов, в том числе новой столицы — Петербурга, освоению новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. В свою очередь появление новых городов — это развитие городской культуры в ее «овеществленных» формах: школы, Академия наук, библиотеки, типографии, театры, музеи, архитектурные сооружения и т.д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в «Словаре Академии Российской», изданном в 90-х гг. XVIIIв. Все эти тенденции обусловили изменения в организационной структуре культуры. Это, в частности, выразилось в том, что общеевропейская тенденция превращения науки эпохи Просвещения в высшую культурную ценность реализовалась и в системе русской культуры XVIIIв. В 1725 г. была создана и получила государственную поддержку Академия наук, общегосударственная система образования, в 1757 г. открыта Российская императорская Академия художеств, в которой выросло новое поколение художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий (портретисты). ВXVIIIв. в России происходило небывалое развитие ваяния — осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры: И. Мартос создает скульптуры в стиле классицизма (памятник Минину и Пожарскому), скульпторы И. Прокофьев, Ф. Шубин — бюсты Ломоносова, Потемкина, Э. Фальконе — памятник Петру («Медный всадник»). Реформы раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации». Основные черты «почвы» сформировались в условиях Московского царства (с ним связана основная масса населения): коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения, традиции народной культуры. Второй уклад — западного типа (с ним связана профессиональная интеллигенция, предприниматели-промышленники). В России сложились две культуры, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший ее развитие в XVHI-XIXвв.
|