Культура контрастов петровского времени. Процесс европеизации в различных областях русской жизни. Отношение провинции и центра. Учреждение Академии наук. Научные тенденции
Художественная культура петровского времени. Начало XVIIIв. стало новым этапом в развитии России, а его содержанием вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Оно ознаменовано реформами ПетраI, которые завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроение и др.)XVIIIв. — время кардинального перелома, перехода от «древней» России к новой. Основные черты этого периода: 1. дальнейшее обмирщение культуры; 2. развитие личностного начала; 3. европеизация, преодоление национальной замкнутости; 4. ускорение темпов и усложнение общественного развития. Обмирщение характеризуется появлением светских школ, в том числе начальных (циферных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии, грамматики. Дворян стали направлять учиться за границу, а специальный указ 1714 г. запрещал неграмотным дворянам жениться. Во второй половине XVIIIв. в России насчитывалось около 20 профессиональных школ, которые существовали как государственное учреждение. Появились учебники: «Арифметика» Магницкого (1703), календари-письмовники. Для печатания книг с 1708 г. были введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера. С 80-х гг. XVIIIв. начала формироваться государственная система общеобразовательных школ, и к концуXVIIIв. в России было 550 учебных заведений, в которых обучалось 162 тыс. человек. В живописи парсуны сменяются портретами (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «ПетрI»).|Рост промышленности сопровождался подъемом естественных наук, технических изобретений. Географы обстоятельно изучили плохо известные в Европе Каспийское и Аральское моря. Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, в которой были объединены научно-исследовательские и педагогические функции, готовились собственные научные кадры. Крестьяне М. Ломоносов, М. Головин, солдатские дети И. Лепехин, С. Крашенников были в числе первых академиков русской науки. Наука в России XVIIIв. развивалась как часть науки мировой. В Петровское время впервые решающую роль стало играть личностное начало, деловые качества человека, а не его сословное происхождение. Европеизация коснулась и быта российского: летосчисление от рождества Христова (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя, материал одежды с фабрик, которые при Петре Iполучили начало (шерсть). Новая культура, по мысли Петра I, должна была внедряться в русский быт с помощью «воспитывающего» законодательства и совершенной структуры государственного правления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из заграничного путешествия в 1698 г. Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введены по царскому указу с 1718 г. — это была новая форма общения высшего круга дворянского общества: танцевали, беседовали, играли в шахматы. Преобразования коснулись лишь дворянства, почти не затронув крестьянство. Таким образом, в эпоху Петра начался раскол общества и культуры на западную европейскую культуру, цивилизацию и на народную, почвенную, крестьянскую, евразийскую культуру и цивилизацию. Великие преобразования, ориентированные на приобщение России к западноевропейской культуре и образу жизни, проявлялись поначалу в такой радикальной форме, что, естественно, это встречало сопротивление хранителей древнерусских, церковных традиций. Петровские указы регламентировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилища (например, потолок должен был быть оштукатурен), а всю жизнь человека от рождения до смерти. Одно из начинаний Петра I— создание всепроникающей полицейской системы, охватывающей гигантское здание российской государственности. В положении о полиции воплотилась идея Петра Iо введении в повседневную жизнь российского общества «регулярства» (единообразия, унификации на основе западноевропейских принципов гражданского устройства). Идея «регулярства» была главным элементом военной реформы. Военные успехи в Северной войне позволили распространить эту идею на реформы гражданской, повседневной жизни и быта. Идея «регулярства» воплотилась в организующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели культуры находились на государственной службе, получали жалованье. Достаточно вспомнить М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Ф.Г. Волкова и др.
|