Художественная культура России в XVIII веке
Динамичность и самостоятельность художественно-творческих процессов в России XVIII в. Выход художественной культуры на европейские пути развития. Процесс обмирщения искусства. Пафос познания и пафос государственности в изобразительном искусстве. Выход художественной культуры на европейские пути развития. Петровские пенсионеры. Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.). Источники искусства Нового времени в России: высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его последней стадии - конца XVII века; состояние современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс; канонизированный художественный опыт Нового времени (трактаты, увражи). Вопрос о темпах развития и основные антиномии искусства петровского времени (средневековое - новое, светское-религиозное, русское - западноевропейское и др.) Рождение светской живописи (жанр парсуны как свидетельство открытости русской художественной культуры.). Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи. Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты. Появление в духовной музыке партесного концерта. Парте́сный конце́рт — жанр хоровой многоголосной музыки на православные литургические и (реже) свободно сочинённые тексты, получивший распространение в России второй половины XVII в. и в XVIII веке. Один из важнейших жанров русского и украинского партесного пения, партесный концерт первоначально задумывался как церковная музыка, позже стал звучать и в публичных светских концертах.Сложился под влиянием западноевропейской (в лексике XVIII века «латинской») стилевой традиции, распространившейся через Польшу и Украину в Россию. На литургии исполнялся, как правило, вместо причастного стиха либо после него (в большинстве случаев во время причащения священников в алтаре). Особенности русского просветительского движения и отражение в сфере художественной культуры. Общественное просветительское движение в России, в котором участвовали хорошо образованные и высоконравственные представители интеллигенции, включая небезразличных к судьбе народа молодых людей, всегда было отзывчиво на вызовы времени и происходящие в стране процессы в социально-экономической и общественной жизни. Первые русские просветители возлагали надежды на «просвещенного монарха», справедливые законы, смягчение нравов в результате правильного воспитания и образования. Выступали за пробуждение достоинства личности и патриотизм, равно чуждый и национальной спеси, и «чужебесию». В начале XIX в. российские деятели просветительства находились, в основном, на умеренных политических и теоретических позициях. После 1860 г. просветительское движение раскололось. Радикальное крыло пошло по пути народничества. Либеральное течение сохранялось до 1917 г. Реализовалось оно, в основном, в творчестве писателей, журналистов, деятелей культуры и ученых (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко и др.). Градостроительство. Расцвет русского барокко. «Московское барокко». Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
|