Студопедия — Романтизм в европейском искусстве XIX века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Романтизм в европейском искусстве XIX века






Эстетическая программа романтизма: идея мира как бесконечного становления и самораскрытия, отражение бесконечного в конечном. Роль искусства – преобразование мира. Романтическое двоемирие. Романтическая ирония. Романтическая рефлексия. Утопия романтической гениальности, аналогия творческой гениальности и творческих сил природы. Жизнетворчество. Организация художественной жизни: кружки. Соотношение романтической теории и практики. Жанры (поэма-монолог, концерт, портрет). Темы (конфликт, непонятость, отверженность, изгнание, страсти). Романтический герой. Два типа романтического индивидуалистического мироощущения: конфликтное (байроническое) и созерцательное (шеллингианское). Отношения автора и героя. Фрагментарность высказывания, монологичность, закрытость. Экзотизм. Эволюция романтизма от оптимизма к трагическому мироощущению (йенская и берлинская школа). Романтический метод в дальнейшем художественном процессе.

Элементы понимания романтизма; 1) порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия; 2) интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества - в центре внимания романтиков; 3) переживание «разорванности» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал, по замыслу, не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью не определен, его нельзя выставить напоказ, напротив, его стремятся утаить от людей; 4) чувственность ставится выше разума.

Романтизм предлагает свою модель личности:

1 тип – идеал личности универсальный. Герой через себя и в себе постигает мир, личность замкнута в собственном мире, пытается найти идеал в дружбе, природе.

2 тип – личность как таковая, вне общественных связей, диктующая свою волю и законы. Это герой-бунтарь.

Общие черты героя: всегда идеалист, характерна таинственность, глобальность проблем, попытка изменить мир, герой одинок, страдает, для него предначертан трагический исход.

Философы: И. Кант способствовал продвижению идеи и свободы мирового духа, разработал учение о гениях – они способны творить прекрасное, а не только воспринимать, творить бессознательно, как природа. Кант особо подчеркивал роль искусства.

Опираясь на философско-эстетическое учение Канта, создает свою эстетическую теорию Ф.В.Шеллинг– натурфилософия. Искусство, в понимании Шеллинга, представляет собой идеи, которые в качестве «вечных понятий» пребывают в Боге. Следовательно, непосредственным началом всякого искусства является Бог. Художник обязан своим творчеством вечной идее человека, воплощенной в боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Шеллинг был одним из главных теоретиков эстетикиромантизма.

Истоки философии романтизма находятся в субъективном идеализме Фихте, возвестившего в качестве первоначала субъективное «Я», «Я» человека первично, это единственная реальность. Через увлечение Фихте прошли все романтики.

Исторические предпосылки романтизма:

Французская революция (1789 г.) считается датой возникновения романтизма. Романтизм наделен многими чертами революции – стихия, крушение основ, экстаз, ощущение свободы. Революция породила ощущение неограниченных возможностей личности, ощущение независимости человека от условностей жизни. Культ личности нашел свое выражение в романтизме. Главное – расчет на отдельную личность как на самодостаточную самоценную силу.

Романтизм имеет художественные предпосылки, он противостоит классицизма. Связь с Просвещением более сложная: в Просвещение появляется культ свободной личности, а Романтизм доводит его до предела, абсолюта.

Предромантизм (Гете, Шиллер, Лессинг, Гердер) – не прерывали связи с просветительской эстетикой, но сумели разглядеть ее слабые стороны и критически их оценить, предощущение хаоса, мир пошатнулся, таинственность, темные силы. Свое отражение нашло в литературе – готические произведения (черные). Первое произведение Уолпол «Замок Отранто».

 

Романтизм как явление культуры, состоит из 4 идей:

1. идея личности

2. идея мифа. Бытие не безлично. Произведение искусства подобно творению природы и рождается и развивается как миф.

3. иррациональная образность

4. историзм – культура осознает себя в данный момент истории.

Эволюция романтизма: характерен крайний пессимизм, мировая скорбь, разочарование, отчаяние. Созданные идеалы вновь себя не оправдывают. Возникает концепция пространства, идея двоеверия (четкое деление на мир реальный, где романтик вынужден существовать, и идеальный мир, к которому стремится человек). Это отрешение является обязательным. Главный интерес к невоплощенному. Человек судится не по поступкам, а по тому, что он может совершить.

1 этап: оптимистическое восприятие. Романтики верили, что превращение мира идеального в реальность возможно. Достижение идеала – в гармонии.

2 этап: осознание двойственности личности. Человек не соответствует идеалу свободы. Характерна попытка найти новый идеал в народе. Переживается национальная самобытность.

3 этап: трагическое мироощущение. Возможность достижения идеала даже не предполагается. Действительность неприемлема, идеал недостижим.

Достичь синтеза нельзя. Появляются категория романтической иронии – подчеркивалась относительность всяких форм жизни. Ирония приобретает тотальный характер (ирония по отношению к реальному миру). Романтическая ирония это всегда самоирония, ирония по отношению к идеальному.

Такой трагизм приводит к краху романтического мировоззрения.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия