Новые тенденции и выдающиеся деятели русского искусства первой половины XIX века
Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе. Личность в культуре: Пушкин, Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта[4][5]. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка[K 1]. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно[5]. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ[81]. С другой стороны, в 1830-е (после его поэмы «Полтава») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину[45]. В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е), Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет»[80]. Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России»[82]. Ф. М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения»[80]. Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «А Пушкин — наше всё»[83]. Чаадаев. Пётр Я́ковлевич Чаада́ев [1] (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России. В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[2]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Судьба классицистических Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова. и просветительских идей Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования. и художественной практики в русской культуре XIX века. Академизм. В живописи начала XIX столетия традиции классицизма вступают в конфликт с развивающимся романтизмом. Это особенно проявилось в жанре портрета (работы О.А. Кипренского, В.А. Тропинина). Виднейшим представителем романтизма в русской живописи стал великий художник К.П. Брюллов («Последний день Помпеи», 1833 г.). В картинах К. Брюллова (1799-1852) поражает чувственное напряжение образов и тонкий психологизм. Он был блестящим мастером портрета и виртуозным рисовальщиком. В период романтизма переживает подъем искусство пейзажа (картины Щедрина). Однако академизм оказывал сопротивление, проявляя интерес к внешним эффектам (М.Н. Воробьев и др.). Великим достижением русской кисти стало полотно А.А. Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). В нем евангельский сюжет показан как поворот в человеческой истории, начало нравственного возрождения человечества. Пореформенный период русской живописи отмечен прежде всего творчеством художников-передвижников (Товарищество передвижных выставок, основанное в 1870 г.). Признанным лидером «Товарищества» был И.Н. Крамской (1837-1887). В их искусстве, носившем реалистический характер, ведущее значение приобрели бытовой жанр и портрет. Стремление к защите «униженных и оскорбленных» чувствуется в полотнах передвижников В.Г. Перова, И.Н. Крамского, К.А. Савицкого, В.Е. Маковского,.А. Ярошенко. В творчестве.Н. Ге (1831-1894) религиозно-исторические сцены превратились в потрясающие драматизмом картины человеческого страдания.
|