Политические взгляды выдающихся деятелей Украины XVI-XVII вв
Станислав Ореховский (Роксолана) (1513-1566) - Философ и полемист. На первом этапе творчества - активный сторонник Реформации.- Автор работ: «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августину» (1543), «Политес королевства польского вроде Аристотель ских политик» (1556), «Польские диалоги политические» (1563).- Опираясь на достижения античной мысли, один из первых мыслителей Европы начал разработку идеи естественного права.- Отстаивая концепцию естественных прав, а также позицию о целесообразности разграничения различных ветвей власти через нормирование их деятельности, стал первым в украинской полити-ко-философской мысли теоретиком гуманистической политики и свободы.- Основное условие реализации политических свобод- закон, законопослушность, правопорядок. «Закон выше государство и выше короля».- В ранних произведениях делал попытки отделить политическую науку от теологии. Позже занял компромиссную позицию, поставив на вершине треугольника власти Бога, а в других углах - церковную и светскую власти.- Руководство государством должно осуществляться методами убеждения с использованием традиций и опыта народа.- Активно пропагандировал самобытность украинского народа, призвал польского короля защищать Русь. Одним из первых предложил идею православной и католической унии Иван Вышенский (1550-1620) - Писатель-полемист. Наиболее известное произведение - «Послание епископу» (1598).- Дошел признание основоположности и вы-значальности первобытно-демократических принципов раннего христианства для церковной жизни, а на этой основе и для светских отношений.- Выдвинул концепцию соборности правления христианской церковью, основанную на идее равенства всех людей перед Богом. Все церкви равны между собой, строят свои отношения и управляются соборно, а верховным владыкой над ними есть только Христос. Идеал вишен-ського- гражданская коллективность, которую он видел в деятельности украинских братств.- Насилие, деспотизм, тирания происходят от абсолютизации прелестей светской жизни, от жажды богатства и неограниченной власти.- Накапливая собственные богатства, человек утверждает бедность других. Бедность по своей сути порождает стремление к равенству.- Получив власть от Бога, обладатель не может пользоваться ею по своему усмотрению. Власть дана не для того, чтобы ею совершать насилие, а чтобы утверждать закон и справедливость.- Остро осуждал предательство, ренегатство верхушки украинского духовенства после Брестской унии и с симпатиями относился к порабощенного народа. Надеялся, что именно простонародье сможет отстоять ценности предков и возродить украинское государство
Эксплуатируемая, угнетенная и обиженная обществом человек предстает стержнем творчества Ивана Вышенского (1550-1620). Он направлен на пропаганду нравственных идеалов раннего христианства, которые отражали стремление народа к равенству, свободе, братству, справедливости, были антиподом существующих в обществе гнета и бесправия народных масс, решительно разоблачает эксплуататорскую природу магнатов и шляхты, церковных владык и высшего духовенства. Общественно-политические взгляды И. Вышенского были проникнуты реформационными идеями, глубоким демократизмом, страстной любовью к трудовому народу.
|