Студопедия — Горизонт социокультурной полноты в русской культуре
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Горизонт социокультурной полноты в русской культуре






Начиная с эпохи “оттепели” в русской культуре происходит медленное, но неуклонное восстановление метаисторической полноты – за счет разрешения ранее табуированных смыслов; реабилитации ценностей, репрессированных за годы сталинизма (в дальнейшем кругозор возвращаемой культуры распространился на все время советской власти и далее); за счет включения в культуру прежде изъятых из нее компонентов иных культурных систем (казавшихся прежде несовместимыми с советской культурой и опасными для ее конституирования как принципиально новой культурной системы) и т.д. Возвращается в советскую культуру прежде изъятое из нее наследие (русская классика, неортодоксальная советская культура, культура русского зарубежья); расширяется кругозор советских людей в отношении западноевропейской и мировой культуры; реабилитируются как ценности культуры религия, идеалистическая философия, искусство модернизма, некоммунистические политические идеалы и доктрины; формируется отечественный андеграунд и массовая культура. Эталону непротиворечивой целостности культуры, явно обеднявшему и искажавшему ее действительное состояние – в угоду упрощенному теоретическому или политическому представлению о ее “должной” сущности, – все более настойчиво противостоял желанный идеал социокультурной полноты, достигаемый ценой утраты монистичности тоталитарной культуры (принципы дополнительности, альтернативности, полифоничности, мозаичности, демократизма, открытости, плюрализма).

Никакие гонения режима и усилия официальной пропаганды не могли остановить или блокировать диссидентского и правозащитного движений в СССР, ориентировавшихся на либеральные, общечеловеческие ценности и противостоявшие тоталитаризму. Вместе со второй и третьей “волнами” русской эмиграции произошло неожиданное внутреннее сближение культуры русского зарубежья с советской культурой; этому способствовала взаимная дополнительность “Самиздата” и “Тамиздата”, действовавших по принципу “сообщающихся сосудов”; в итоге расширились и конкретизировались представления Запада об СССР, размылась смысловая граница между русской культурой ХХ в. и ее европейским или всемирным контекстом. Коллизия тоталитаризма и антитоталитаризма в русской культуре разрешалась посредством нового для нее, складывавшегося во второй половине ХХ в. регулятивного механизма – конвергенции (от лат. convergere – приближаться, сходиться), стоявшего за этими, постепенными и не заметными, с точки зрения современников, социокультурными процессами.

Механизм конвергенции, направленный на интеграцию разнородных ценностей, взаимоисключающих тенденций, полярных смыслов, конфронтирующих культур в рамках единого, сложного и отнюдь не монолитного по своей структуре целого, был противоположен дивергенции, с одной стороны, и селекции, с другой, поскольку те различно решали по преимуществу задачи дифференцирования культуры. В отличие же от механизма кумуляции, дорефлексивного, стихийного и спонтанного, способного организовать культурный и цивилизационный хаос лишь на ранних ступенях развития общества, конвергенция была призвана связать крайние противоположности средствами развитой рефлексии (в том числе в формах специализированной культуры). Между тем внутренне конфликтная интеграция тоталитарного и антитоталитарного культурного наследия (а именно о такой интеграции, в первую очередь, должна идти речь в связи с кризисом селекции) в принципе не могла проходить легко, органично, безболезненно. Для подобной интеграции необходимы особые ментальные условия (в некотором смысле искусственные, порожденные волевым импульсом самой культуры), которые бы позволили вместо идейной и стилевой конфронтации, взаимного отталкивания и полемики, “фильтрации” ценностей и смыслов соединить до этого несовместимое в качестве амбивалентного смыслового целого. Конфигуратор конвергенции (как более сильный интегративный механизм, нежели культурный синтез в Серебряном веке) и порождает интенционально подобные условия.

Наиболее оптимальными здесь оказываются сознательный эклектизм и самодовлеющий эстетизм (“снимающие” в себе мировоззренческие антиномии философского, религиозного, этического или политического порядка), преобладание игрового подхода к реальности (включая иронию, гротеск, мысленный эксперимент над жизненным и собственно культурным материалом) – столь распространенные в постмодерне средства культурного преодоления неразрешимых противоречий действительности. Важным для понимания генезиса российского постмодерна (в этом отношении отличного от западного) является все более широко распространяющееся и глубоко укореняющееся в индивидуальном и массовом сознании посттоталитарной эпохи противостояние политически нейтральной культуры повседневности –культурно-политической ангажированности любого толка (про– или анти-тоталитарной). Выращенный искусственно продукт (тоталитарная советская или антитоталитарная эмигрантская культура) контрастировал со своим контекстом, который составляла культура повседневности, – в одном случае российская, в другом – западная, и неизбежно вступал с ними во взаимодействие. В результате контаминации текста и контекста культуры складывался новый текст, отличавшийся гораздо меньшей ценностно-смысловой и формальной определенностью, структурной четкостью, мировоззренческой ясностью, что как раз и свидетельствовало о преодолении селекционности в развитии русской культуры. В этих условиях оказалось возможным и взаимопроникновение, и смешение советской и русской зарубежной культур в коллажной, пародийной, игровой и т.п. форме (ср. антиутопия, соцарт, травестия классики, литературная и политическая мистификация, научный розыгрыш, соединение документа и вымысла, эпатирующее нарушение этико– эстетических норм актуальной культуры).

Несмотря на преобладание эристических тенденций в развитии русской культуры вообще (и на постмодернистском этапе ее истории в особенности), – тенденций, явно подвергающих испытанию единство и целостность ее смыслового ядра, – конвергентные процессы в современной русской культуре придают ей устойчивость и стабильность, в значительной мере восстанавливая утраченную за десятилетия конфронтации тоталитарных и антитоталитарных сил социокультурную полноту. В отличие от дивергентных и селективных процессов, различными путями приводящих русскую культуру к расколу, конвергенция позволяет перейти от культурной дихотомии – к трихотомии, от бинарных смысловых структур к тернарным. Так, рядом с классическими компонентами тоталитарной и антитолитарной культурных традиций появляются компоненты культуры повседневности, “снимающие” политизированную антиномию “двух культур” нейтральной обыденностью и самоочевидностью житейского опыта, не укладывающегося в “прокрустово ложе” жесткой дихотомии. В качестве позиции “вненаходимости” выступают “здравый смысл”, точка зрения “обывателя”, “мещанина”, “циника” или “равнодушного”. Тем самым размывается смысловая граница не только между тоталитарным и демократическим, самобытным и подражательным началами в русской культуре ХХ в., но и между высоким и низким, серьезным и смеховым, вымыслом и реальностью, религией и атеизмом, искусством и кичем, элитарным и массовым, научным и профанным и т.д.

Русская культура к концу ХХ в. обрела единство и организованность, далекие от тех, что были результатом действия механизмов кумуляции или культурного синтеза: ее современный монизм прямо предполагает неограниченный плюрализм; мирное сосуществование различных и противоречивых тенденций не исключает их напряженной борьбы и взаимной нетерпимости; интеграция полярных и антиномичных сил и процессов в нормативном поле единой культуры не препятствует их взаимной автономии и вседозволенности при самоутверждении. Это – сложно структурированная и внутренне динамичная цельность; это мучительно трудное обретение единства во взаимном проникновении “порядка” и “хаоса”. Многое сближает современный, конвергентный этап в истории русской культуры с “русским культурным ренессансом”, также искавшим и находившим формы социокультурного синтеза, также стремившимся к идеалу социокультурной полноты. Однако синтетичность Серебряного века была попыткой и результатом преодоления дивергентных процессов, лишь чреватых будущим расколом культуры, общества и страны; что же касается посттоталитарной конвергентности, то это – процесс компенсации уже произошедшего социокультурного раскола России, со всеми вытекающими из него селективными эксцессами и трагически необратимыми деформациями культуры и цивилизации. Вообще по мере архитектонического строения русской культуры интегративные ее возможности и устремления усиливаются – пропорционально имманентно нарастающим сложностям в процессе интеграции. Если культурный синтез конца XIX – начала ХХ вв. добивался единства (всеединства) культурных форм и цивилизационных достижений, то конвергенция в России конца ХХ в. претендует на межкультурный и интерцивилизационный синтез, а также тяготеет к метаисторическому “свертыванию” и обобщению национальной истории культуры в единой интерпарадигмальной топологии.

В ходе исторического развития каждой национальной культуры происходит ее содержательный “рост” и семиотическое усложнение. В этом отношении каждый следующий этап ее исторического развития является сложной (но не механической и не линейной) метаисторической суммой содержания всех предшествующих этапов, развертывающейся в их определенной последовательности. Отсюда – каждый раз новые, никогда не повторяющиеся задачи – интегративного или дифференциального характера, – стоящие перед культурой в отношении структурирования ценностно-смыслового мира той или иной исторической эпохи, которые находят свое воплощение в культурно-исторически обусловленном типе регулятивного механизма культуры (конфигуратора). Отсюда порождение на каждом решающем этапе национального развития особой культурно-исторической программы, являющейся конструктивным “ответом” культуры на смысловое приращение ее содержания и во многом предопределяющей конфигурацию последующей социокультурной истории и “архитектуру” данной цивилизации. В силу того, что каждая новая культурно-историческая программа аккумулирует содержание предшествующих этапов и обусловлена смысловым приращением исторического содержания культуры, их последовательность в архитектоническом целом сопровождается усилением метаисторического компонента, “снимающего” в себе конкретно-историческое наполнение предшествующих парадигм. Из последовательной и закономерной смены / суммы подобных культурно-исторических программ складывается общая логика развертывания каждой национальной культуры в ее истории (цивилизационный алгоритм) – логика, несущая на себе печать неповторимой культурно-цивилизационной “индивидуальности” и волевой импульс определенного национального менталитета, но в то же время тяготеющая ко все более полному и свободному своему самоосуществлению.

Выводы

1. Осуществленный в настоящем исследовании анализ русской культуры как целого выявил глубокую и органичную взаимосвязь между национально-культурной семантикой и социокультурной динамикой. С одной стороны, характер культурной топологии является предпосылкой порождения определенных форм динамики данной культуры; с другой, культурно-историческая динамика, отливаясь в типологически значимые формы, тем самым продуцирует появление новых пластов национально-культурной семантики. Национальное своеобразие русской культуры (как, впрочем, и любой другой) проявляется не только в ее глубинных, практически неизменных структурах (менталитете), но и, по-своему, во всем многообразии ее обыденной, институциональной, специализированной и спекулятивной сфер; более того, сама история русской культуры обладает определенной структурой, направленностью, последовательностью, конфигурацией и иерархией смыслов, в конечном счете продиктованными неповторимой ее культурной семантикой. Иными словами, сама логика культурно-исторического развития каждой конкретной цивилизации, воплощенная в архитектонике культуры, определенна и национально-своеобразна.

2. Теоретическое представление о национальной истории культуры (в данном случае – истории русской культуры) как саморазвивающемся ценностно-смысловом единстве, основанном на определенном менталитете, может быть выражено как внутренняя динамика сменяющих друг друга социокультурных смысловых структур (фреймов и метафреймов), сопряженных между собой в единую иерархизированную топологию. Универсальность этих смысловых структур позволяет одинаковым образом (изоморфно) структурировать современные друг другу формы одной культуры: религиозные и философские идеологемы, политические и этические доктрины, научные и художественные произведения, мыслительные и поведенческие модели и т.д., включая исторические роли и обстоятельства, событийные узлы и сценарии социальной и культурной истории. Одни и те же конфигурации смысловых структур отражаются в строении менталитета, обыденной и специализированной, институциональной и спекулятивной сфер данной культуры, принадлежащих конкретной исторической эпохе. Изучение динамики ментальных структур и ее имманентных закономерностей позволяет преодолеть “дурную бесконечность” параллельных “культурных рядов”, случайно перебираемых исследователем (историком, культурологом, искусствоведом, религиоведом и т.п.) и разрушающих связную картину культуры как сложно структурированного ценностно-смыслового единства (конфигурации). В результате такого видения истории, предстающей ее субъекту как своеобразный феномен культуры, философская ее рефлексия (философия истории) с необходимостью выступает как философия культуры.

3. Осмысление феноменологии русской культуры начинается с представления о ее “пограничности” и вместе с тем “вненаходимости” – по отношению к культурам Запада и Востока. Подобное внутренне противоречивое положение русской культуры в контексте мировой культуры порождает ряд следствий:

1) топология русской культуры отличается ярко выраженной неоднородностью и асимметричностью смысловых структур (сращение текста и контекста, непосредственное взаимодействие центра и периферии, ядра и маргиналий, переменный модус открытости/закрытости, мягкости/жесткости, традиционности/инновативности, динамичности/стабильности; извечное столкновение консервативно-охранительных и радикалистских, почвенных и космополитических идеалов и тенденций и т.п. – вплоть до совмещения в одних и тех же феноменальных формах жестких структур и аморфно-размытых образований);

2) культурно-исторический процесс характеризуется напряженностью, выраженной непредсказуемостью, гипертрофированной традиционностью и инновативностью, благодаря которым творческий поиск в русской культуре почти всегда граничит с риском ее саморазрушения – в одном отношении (усобицы, ереси, юродство, нигилизм, эпатаж) и с шаблонностью, рутинизацией – в другом; специализированные формы культуры часто оказываются совмещены с профанными (обыденными и спекулятивными) или срастаются с институциональными формами (официальное искусство, светская религия, государственная философия и т.п.); рядом с действительно революционными новациями укореняются “эпифеномены” или “мнимости” культуры, “тупиковые” и утопические формы исторического развития;

3) в пограничных культурах (особенно характерно в русской) наблюдается явление “интерференции” культур в едином смысловом пространстве: отсюда берут начало интертекстуальность и диффузность гетерогенных компонентов в целом русской культуры, наложение и противоборство в ней центростремительных и центробежных, магистральных и маргинальных процессов, взаимная поляризация самобытных и инокультурных начал (свое/чужое), совмещение противостояния русской культуры как Западу, так и Востоку с включением того и другого вовнутрь себя как своей собственной бинарной структуры, одновременное выражение “всемирности” (“всемирной отзывчивости”) русской культуры, в этом отношении изоморфной мировому целому, и “внеположности” мировому развитию, “исключительности” и избранничества русской культуры в контексте всемирной истории.

4. Будучи интериоризованным в семантику русской культуры, атрибут ее положения в мировой культуре – пограничность – получает в отечественной традиции свое продолжение и развитие:

1) в парадигмальном, синхроническом плане – это феномен сквозной бинарности и смысловой амбивалентности в системе русской культуры (реализуемый на разных ее исторических этапах и в разных парадигмах различно);

2) в диахроническом плане – феномен “эристики” (эристичности), присутствующей в русской культуре как постоянный “фон” ценностно-смысловой релятивности, неопределенности, двойственности, прочно-противоречивого совмещения “старого” и “нового” в рамках одного дискурса, – но особенно обостряющейся в переходные периоды – катастрофической смены культурно-исторических парадигм, резкого слома цивилизационных эпох (от Древней Руси к Новому времени, от классической к неклассической фазе развития, от тоталитаризма к демократии). В эти переломные эпохи “эристика” выступает как своеобразный аморфно-регулятивный механизм (конфигуратор) культуры, обладающий релятивностью, гибкостью, толерантностью, открытостью, а потому эффективно размывающий ценностно-смысловую определенность культуры, что наиболее соответствует самим задачам социокультурной переходности и облегчает перекодирование “старого”, нормативного в “новое”, эксцессивное в условиях социальной и идеологической нестабильности и конфронтации.

5. Некоторой компенсацией пограничности, размывающей ценностно-смысловую и цивилизационную определенность Руси – России (как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах), в русской культуре выступает цепочка регулятивных механизмов (конфигураторов), призванных “удержать” ее феноменологическое своеобразие и в то же время придать ее имманентному развитию импульс динамики, определенный на каждом историческом этапе. Каждый конфигуратор, осуществляя разветвленное структурирование целого культуры и упорядочивая ее развитие, выполняет в ней одновременно и дифференцирующие, и интегрирующие функции, однако приоритет тех или других поочередно меняется. Так, кумуляция, культурный синтез и конвергенция по преимуществу заняты интеграцией русской культуры в форме той или иной конфигурации; соответственно дивергенция, селекция по преимуществу нацелены на дифференциацию культурных явлений в рамках той или иной конфигуративной модели; “эристика” “снимает” различие между интеграцией и дифференциацией культурных явлений. В истории русской культуры наблюдается параллельное усиление дифференциальных и интегративных тенденций; при этом силы объединения и синтеза в конечном счете всегда торжествуют и господствуют над силами дробления и распада, что удерживает целое русской культуры и российской цивилизации от разрушения и гибели в кризисных ситуациях. Поэтому вслед да победой дифференцирующих тенденций в русской культуре следует мощное наступление культурной интеграции, на смену которой приходят новые дифференциальные силы, вызывающие борьбу и выдвигающие стимулы социокультурной динамики. Таким образом, смена парадигм в истории культуры объясняется характером и смысловой направленностью их культурной семантики, их контекстуально обусловленной системностью (конфигуративностью), а каждая историческая конфигурация данной культуры, в свою очередь, “задана” имманентной логикой социокультурной динамики этой культуры – динамики, несущей на себе печать своей цивилизационной специфики, а потому во многом метаисторичной.

6. Историческая последовательность конфигураций русской культуры складывается иерахически, как ступенчатая, динамическая композиция уровней, функционально и организационно взаимосвязанных между собой в качестве единой семантической системы, т.е. как архитектоника. Каждая предшествующая конфигурация подготавливает и предвосхищает последующую, выступая как ее смысловой фундамент (“низшее” в контексте “высшего”); каждая последующая конфигурация (“высшее”) одновременно и отталкивается от предшествующей, и обобщает ее содержание в новом, более широком и многообразном (за счет исторического приращения смысла) контексте. В ходе исторического развития каждой национальной культуры ее смысловое единство и семантическое своеобразие сохраняется в качестве неотчуждаемого константного ее свойства (менталитета) и в то же время модифицируется в результате сложного взаимодействия дифференцирующих и интегрирующих процессов, регулятивными механизмами которых и выступают идеальные системомоделирующие устройства – конфигураторы культуры, в своей совокупности обладающие цивилизационной общностью.

7. Для имманентной логики развития русской культуры характерна следующая “цепочка” конфигураторов, в принципе не характерная для других культур и цивилизаций: кумуляция – дивергенция – культурный синтез – селекция – конвергенция... На исторических гранях соответствующих конфигураций в русской культуре действуют хаотические процессы, объединяемые общим для них релятивным конфигуратором – “эристикой”. Логическая преемственность и смысловая взаимосвязь конфигураторов русской культуры определяют ее архитектонику, которая составляет своего рода “каркас” российской цивилизации и формирует цивилизационный алгоритм отечественной истории. Выстраивая подобные конфигуративные “цепочки” для каждой конкретной культуры, мы получаем возможность типологически сравнивать и анализировать не только культурные системы (ценностно-смысловые единства), но и типы их динамики (социокультурные истории), тесно взаимосвязанные между собой. Построение типологии не только культур, но и историй культур возможно в той мере, в какой история каждой данной культуры есть развертывание во времени ее актуального и потенциального содержания, т.е. архитектоника. Однако сравнительное исследование национально-культурных архитектоник – новая, неизмеримо более сложная научная задача, не входившая в кругозор настоящего исследования.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия