Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III. Архитектоническое целое русской культуры





Типологическое изучение культур, интенсивно развивающееся в последнее время в рамках культурологических исследований, свидетельствует о том, что каждой национальной культуре, а еще в большей степени – каждому региональному типу культуры и типу цивилизации свойственна своя логика исторического развития и, соответственно, строения, – логика, отнюдь не исчерпываемая простой стадиальностью (формационного типа или более дифференцированной). Речь идет о том, что каждая историческая парадигма данной культуры имплицитно содержит в себе предпосылки формирования следующей парадигмы и в какой-то степени “программирует” (шаг за шагом) все историческое развитие этой культуры, не совпадающее с логиками других культур. В результате складывается неповторимая многомерная конфигурация национальной культурной истории, наглядно представимая не только в виде линейной “цепочки” сменяющих друг друга парадигм (парадигмальной “эстафеты”), но и в форме ступенчатой “пирамиды”, в конструкции которой каждая последующая парадигма “наслаивается” на предшествующую, одновременно и продолжая, и преодолевая ее. Историческое строение такой парадигмальной “пирамиды” (в соответствии с логикой динамики культурных конфигураций, т.е. определенным цивилизационным алгоритмом) образует национально-своеобразную архитектонику той или иной культуры.

Архитектонические различия разных культур становятся до известной степени очевидными при сравнительном изучении национально-культурных эквивалентов стадиального развития (например, западноевропейского и русского средневековья, Просвещения, романтизма, символизма, авангарда и т.п.). Типология национально-культурных эпох, а также соответствующих направлений и стилей объясняется не только различной интерпретацией исходных стадиальных принципов в разных культурах, но и различным историческим опытом национальных культур, шедших к той или иной стадии различным путем. В конечном счете архитектонические различия разных культур вызваны вариативной комбинаторикой социокультурных механизмов, лежащих в основании параллельных культурно-исторических процессов, подчас далеко “разводящих” типологически близкие парадигмы. Исторические превращения каждой культурной парадигмы зависят в конечном счете не только от того, какой регулятивный механизм (конфигуратор) породил это развитие, но и от того, что обусловило возникновение данной парадигмы в рамках предшествующей – как некой культурно-исторической и цивилизационной программы.

Число социокультурных регулятивных механизмов, составляющих в своей последовательности определенную конфигурацию (логику культурно-исторического развития, цивилизационный алгоритм), в мировой культуре относительно невелико: весь тезаурус подобных конфигураторов, вероятно, не превышает 1-2 десятков названий. В рамках одной национальной истории культуры их действует еще меньше. Так, для понимания имманентной логики развития русской культуры на протяжении 11-вековой ее истории, например, можно выявить закономерность последовательного восхождения надстраивающихся друг над другом и в то же время сменяющих друг друга лишь пяти основных конфигураторов: кумуляция, дивергенция, культурный синтез, селекция и конвергенция – и одного переходного – эристики. Для большинства культур мира (в том числе большей части западноевропейских и восточных культур) подобная конфигурация истории, выраженная в определенной последовательности регулятивных механизмов, вовсе не характерна, хотя эти механизмы, взятые в отдельности друг от друга, известны и легко обнаружимы в разных национально-культурных историях.

Архитектоника русской культуры в своем историческом становлении претерпевает три этапа смыслового конфигурирования. Первый из них, самый длительный (X-XVII вв.), связан с первичной конфигурацией русской культуры и образован действием двух регулятивных механизмов, следующих друг за другом (отчасти параллельно), – кумуляции и дивергенции. Второй этап (XVIII – начало ХХ вв.) представляет собой совокупность явлений и процессов вторичной конфигурации, “надстраивающихся” над смысловыми структурами, образовавшимися в результате первичной конфигурации русской культуры; этот этап связан с действием развитой дивергенции и возникновением в результате ее кризиса механизмов культурного синтеза и селекции. Третий этап, получивший импульс своего развития по окончании Второй мировой войны и продолжающийся вплоть до настоящего времени, составляют процессы третичной конфигурации, связанные с блокированием механизма селекции и формированием нового интегративного механизма – конвергенции. Логика архитектонического развития состоит в том, что ни один из конфигураторов социокультурного целого не мог утвердиться (а во многих случаях и возникнуть) раньше предшествующего ему как своей предпосылки. Однако ни один из регулятивных механизмов не выпадает из архитектоники целого культуры, служа основанием (“низшее”) для следующих за ним механизмов более высокого порядка и подспудно влияя на их организационный потенциал и функции (“высшее”), а также на архитектоническое строение культурно-исторического целого.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия