Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этапы педагогической мастерской





При всём многообразии учебных занятий мастерские имеют основные этапы, название которых и логика взаимодействия учителя и ученика разработаны ЖФЕН. Рассмотрим содержание каждого из этапов, отражающих существенные признаки педагогической мастерской.

1-й этап. Индукция («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. По словам к.п.н. Е.Р.Блиновой «в качестве индуктора хороши любые задания, любые виды деятельности, которые привлекают и увлекают учеников: работа со словом, рисунком, текстом, фрагментом фильма и т.п. Важно только осуществить правильный выбор такого задания, снять внутренние препятствия к его выполнению, среди которых главные – боязнь не справиться с заданием, страх перед возможностью допустить ошибку. Технология составления заданий для индуктора предусматривает это. Ошибиться при выполнении такого задания невозможно, ибо оно допускает множество вариантов ответа, что и как ни сделай – всё будет правильно!

Что стоит, например, нарисовать рыбу – любую, какая нравиться! Или собрать походный рюкзак, тщательно взвесив и отобрав его содержимое.

Зачем это всё нужно и что за этим последует? Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нём изначально заложен свёрнутый смысл всей темы, которую предстоит изучать».

2-й этап. Деконструкция – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

3-й этап. Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Количество заданий в мастерской может быть разным. Это зависит и от объёма содержания темы, и от избранного учителем уровня глубины её рассмотрения, и от фактора времени. Тем не менее сколько бы ни было заданий, все они выстраиваются в заданной логике: деконструкция, реконструкция, снова деконструкция и т.д. Такое чередование заданий делает процесс познания поистине неисчерпаемым, бесконечным, что, в общем-то, соответствует реалиям жизни: процесс познания мира человеком и человечеством действительно не имеет конца.

4-й этап. Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. Афиширование – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.

6-й этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутренне осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д. Таким образом, то, что обычно «спускается» ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей. Для успешного проведения данного этапа мастер должен подготовить множество заданий – информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

7-й этап. Рефлексия – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценочные суждения (это хорошо, это плохо), а анализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатый материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.

В своей практике использования мастерских я отдаю предпочтение мастерским построения знаний, которые основываются на следующем алгоритме:







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия