Глава 2. Описание работы по развитию творческих способностей
Обучающихся в мастерской построения знаний Вариант мастерской по теме: «Покрытосеменные растения» (7 класс). Мастерская по теме «Покрытосеменные растения» проводится при изучении семейства злаков. К её созданию меня подтолкнула работа с детьми на пришкольном участке. Обычно, когда мы пропалываем клумбы, спрашиваю у ребят, что это за растения перед нами, и всегда слышу в ответ: - Так это же трава! Если культурные растения, высаживаемые на участке, дети знают, то все те, что относятся к дикорастущим злакам, для них – просто трава! Дидактическая цель: создать условия для самостоятельного продвижения к познанию природы, для развития творческой активности, самореализации, для ощущения комфорта и свободы выбора решений. Учебная цель: способствовать осознанию взаимосвязи между строением цветка и систематическим положением растения; развивать самостоятельность мышления; формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе. Оборудование: гербарий дикорастущих злаков, дидактические материалы для самостоятельной работы.
Ход мастерской «Травы» Индукция. В начале работы, для создания настроения, включаю детям песню «На дальней станции сойду: трава по пояс…» или «Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться». Дети рассаживаются по группам. На партах для каждой группы заранее разложены букеты с полевыми цветами, где обязательно среди сурепки, васильков будут и дикорастущие злаки: мятлик, ежа, костёр и т.д. Затем начинается диалог с классом: - Летом так приятно пройтись босиком, ощутить прохладу мягкого зелёного ковра, прилечь на берегу речки или на полянке после долгого похода. Какие растения оказываются у вас под ногами? - Это трава! - Выберите из букета на вашем столе растение «Трава» и составьте его паспорт, где фамилией будет класс, отчеством – семейство, а именем – видовое название. На доске выписываются слова: фамилия, имя, отчество. Это задание всегда приводит детей в недоумение, так как они не воспринимают траву как цветковое растение. - А разве она цветёт? - Так у неё же нет цветов? - А какого они цвета? На возникшие вопросы ученики не могут ответить самостоятельно. В ответ на поступивший от них информационный запрос выдаются тексты, с помощью которых ученики смогут найти выход из создавшейся ситуации. Самоконструкция. Афиширование. Социализация. В учебниках не всегда имеются тексты, соответствующие задачам мастерской, поэтому чаще всего необходимые требования оформляются на отдельных листах – информационных карточках. Информационная карточка 1 Цветковые растения (покрытосеменные) – отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывают свыше 450 семейств, около 12,5 тысяч родов и около 250 тысяч видов. В зависимости от числа семядолей подразделяются на два класса: двудольные и однодольные. Однодольные растения произошли от двудольных. Зародыши однодольных растений имеют одну семядолю. У этих растений мочковатая корневая система, параллельное (линейное) или дуговое жилкование листьев. Класс Однодольные преимущественно представлен травянистыми растениями, которые в умеренных полосах составляют значительную часть травостоя лугов, степей. У двудольных растений в зародыше две семядоли, стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев, формы которых очень разнообразны. Двудольных значительно больше, чем однодольных, и составляют они около 75% видов цветковых растений. Покрытосеменные растения распространены по всему земному шару.
Для того чтобы узнать «фамилию» (класс) растения, учащиеся изучают строение его листьев. На доске напротив слова «фамилия» записывается – класс Однодольные. По предыдущим урокам дети уже знают, что характерным признаком в определении семейства («отчество») является строение цветка, и умеют составлять формулу строения цветка ЧпЛпТпПп, а также определять вид соцветия и тип плода. Чтобы определить семейство, к которому принадлежит «трава», в группы выдаются гербарии дикорастущих злаков с соцветиями или колосками. Если нет живого материала или гербария можно раздать рисунки. Вместе со злаками в комплекте гербариев или рисунков, выданных в каждую группу, добавляются представители других семейств: крестоцветные, бобовые, сложноцветные. Это выводит детей на верный путь решения задачи: разные семейства – разные соцветия. Растения семейства злаковых будут выбраны из всех других. - Почему вы выбрали это растение? - У него другое соцветие! - А какое? - Колос! В тетрадь записывается формула цветка О2+2Т3П1 и тип плода – зерновка. К рисунку или гербарию прилагается карточка с текстовым описанием характерных признаков семейства (редька дикая – семейство Крестоцветные, горох посевной – семейство Бобовые, мятлик луговой – семейство Злаки и т.д.)
Информационная карточка 2 Злаки – семейство однодольных растений. Одно, двух- и многолетние травы, реже древовидные растения (бамбук). Стебель – соломина. Листья линейные (до нитевидных) или ланцетные. Цветки мелкие, обоеполые, редко однополые, собраны в соцветия – колоски или сложные соцветия: метёлки, колосья, кисти. Плод – зерновка. Опыление ветром, у некоторых родов обычно самоопыление. Злаки – важнейшие зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овёс и т.д.) многие растения семейства злаков используются для устройства газонов, задернения аэродромов и спортивных площадок (овсяница, тимофеевка, костёр, мятлик).
На доске, рядом со словом «отчество», появляется запись – семейство Злаки. Чтобы определить «имя» растения, проводится лабораторная работа по гербариям, и на доске выписывается одно из видовых названий любого растения, которое определялось детьми. В заключении для обобщения и осмысления новых знаний, построенных детьми в ходе мастерской, им предлагается задание рефлексивного характера – написать небольшой текст в продолжение диалога, с которого начиналась мастерская. - Что растёт у вас под ногами? - Просто трава! - … Что бы вы сказали в качестве очередной реплики после завершения мастерской?
Вариант мастерской по теме «Основы экологии» (9 класс). Изучая опыт педагогов по проведению творческих мастерских, познакомилась со статьёй «Царь – золотарь» в журнале «Биология в школе» №1 за 2006 год. По мнению автора статьи, мастерскую с таким названием можно предложить для старшеклассников при изучении темы «Основы экологии». Зная, что моих девятиклассников волнуют проблемы экологии, решила провести мастерскую по данной теме. Дидактическая цель: создать условия для появления заинтересованности в вопросах экологического воспитания. Учебная цель: способствовать пониманию участниками своей будущей роли в экологическом воспитании подрастающего поколения; формировать желание познакомиться с экологической этикой; воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе. Оборудование: фломастеры, скотч, бумага – тетрадные и плакатные листы.
Ход мастерской «Царь – золотарь» Название мастерской нельзя объявлять перед её началом, желательно, чтобы у всех участников как бы изнутри родился вывод о месте и роли человека в природе, а также каждого отдельного человека на отдельно взятой территории, в отдельно взятой экосистеме – естественной или искусственной. Индукция. Мастер напоминает ученикам, что существует выражение «Человек – царь Природы». А кто такой царь? Чем он занимается? 1.Задание для индивидуальной работы: каждый участник должен разделить лист пополам; в левой половине написать выражение «Не царское это дело» и создать список дел, которые по личному мнению, сюда можно отнести; в правой половине – дела, которые они считают царскими. Социализация (фронтальная или групповая, затем межгрупповая – по ситуации). (Обычно, по общему списку, царю не следует – мыть, стирать, убирать за собой, выполнять приказы, исполнять грязную работу и т.п. Зато поистине царскими считаются все виды отдыха и развлечений, командование другими, награждение и наказание подданных, дипломатия и прочие приятные занятия и забавы. Собственный список увеличивается за счёт социализации. Разногласия, как правило, возникают по поводу войн, руководства, ответственности, доброты и строгости). 2.Задание: работая в группе, решите, кто и за что должен получать от царя самую высокую заработную плату. Социализация. (Здесь снова разногласия: царь, его жена, кабинет министров (он же несёт ответственность за всё), гувернантки (работа грязная). Возникает спор о работе воспитателя, которая сейчас у нас в стране низкооплачиваемая, неблагодарная. В общем, сегодняшняя жизнь не даёт покоя, хотя задания все о царе. В том и прелесть: как только задание имеет окраску – «по вашему мнению»; «как ты считаешь» и т.п. – включается ассоциативная работа, и личные проблемы и вопросы каждого участника выплывут и будут показаны всем в социализации. Быть ли царю в курсе всех событий; учить ли ему всех и учиться ли вообще; знать все отрасли своего хозяйства или владеть умением координировать?) 3.В эту пеструю картину разногласий вносится штрих мастера – легенда о королеве – матери, которая гласит, что в один прекрасный день мамки-няньки принесли королеве – матери её первенца и доложили: «Сегодня наследник пошёл ножками». Мать отреагировала: «Пора воспитывать царя». 4.Задание для работы в группах: разработать программу воспитания царя. Социализация. Представление программ. Оценка достоинств каждой представленной программы. (Удивительно, какие разные варианты подходов к воспитанию царя встречаются в разных группах! Одни развивают национальную идею – знакомство с народной жизнью, сказками, устным народным творчеством, ремёслами, семейным укладом. Другие уповают на строгую науку – образование, образование и ещё раз образование. Третьи заняты нравственными проблемами. У всех есть изюминки. И все серьёзно размышляют о здоровье царя – как его укреплять и сохранять). Мастер в это время максимально строг к себе, ведь ему нельзя оценивать. Можно лишь предложить слушателям во время всех выступлений взять себе на заметку достоинства той или иной программы. В принципе о царе говорить легко: его уже нет, поэтому, в сущности, ребята занимаются разработкой странных действий – планированием прошлого. И здесь снова необычное задание. 5.Задание для работы в группах: решите, какую работу во времена царя выполнял золотарь. Социализация. Пояснение мастера о профессии золотаря. (Растерянность в предположениях, кто он такой: золотых дел мастер, ювелир, казначей, тот, кто отливает золотые монеты, кто занят золочением куполов...) Мастер поясняет, золотарь – тот, кто убирает царское «золото ночных ваз», ассенизатор, проще говоря. В царские времена одна из самых больших заработных плат была именно у золотаря. (О чём говорят в группах, можно только догадаться… - А сейчас ассенизатор, что, много получает? - Вот туда работать никто и не идёт! Кто же захочет? - Да хоть бы за собой убирали. Обрастаем свалками… и т.д. Здесь-то и пора приступать к новому интеллектуальному броску – разработке программы воспитания современного человека – Царя Природы. 6.Задание для работы в группах: разработайте программу современного человека – царя природы. Социализация. (Чтобы воспитать современного человека, то надо постоянно и в первую очередь думать о его здоровье (необходимо обязательное, раннее и глубокое познание себя как части Природы, обязательное изучение психологии и этики) и о здоровье окружающей среды (обязательность экологического воспитания и раннего знакомства с экологией и биологией и экоэтикой). 7.Задание для работы в группах: определитесь, кто у сегодняшнего Царя Природы должен быть золотарём. Социализация. (Возможны ответы: редуценты, группа людей со специальным образованием, Царь – золотарь, т.е. сам человек). Если мастерская проводится в конце изучения темы «Основы экологии», то очень часто именно здесь можно услышать возмущения: «Почему человек – царь Природы? Человека надо воспитывать, как её часть, на равных с природой!» А как же в этом случае определить роль человека – этого существа разумного? Этому пониманию способствует следующий рефлексивный ход – создание синквейна, пятистрочия о месте человека в биосфере на тему: «XXI век. Природа. Человек. Я». Индивидуальное задание. 8.Афиширование (вывешивание и чтение синквейна по выбору участников). Пример синквейна: Человек / деятельный, активный / творит, созидает, направляет / действует правильно, творчески, разумно / разрушитель 9.Рефлексия: о чём я задумался на этой мастерской?
2.3.Решение проблемы развития творческих способностей обучающихся. Мастерская – это место, где «мастерят» - придумывают, изобретают, создают, творят. Ученики в мастерской – это мастера, которые строят своё собственное знание о мире и отношение к нему. Главное в мастерской – это процесс поиска и созидания. Ученики ищут ответы на свои собственные вопросы, в результате чего приобретают не только предметные (биологические) знания, но и овладевают способами познания, познают не только окружающий мир, но и себя самого в этом мире, раскрывают не только секреты мироустройства, но и свой собственный творческий и личностный потенциал. Следовательно, результатами мастерской являются изменения в сфере Я – концепции, которые проявляются в следующем: - в повышении уровня самооценки; - в повышении уверенности в себе, в способности принимать решения самостоятельно; - открытости и желании общаться с другими, чтобы получить возможность обогащения своего внутреннего мира, путём самопознания; - принятие других эмоциональных оценок.
|