Цель и задачи воспитания
Задача 21. Знакомя меня с новенькой, мать попросила обратить на нее особое внимание. - У нее по литературе "пять". Она очень любит этот предмет... Беседую с дочерью: - Кто из писателей вам больше нравится? - Все... - Не многовато ли? Кого вы предпочитаете? Кого перечитываете? - Стараюсь не повторяться. Читаю новое. На перечитывание времени не хватает. - Что предпочитаете: лирику, эпос, драматургию? Девушка растерянно молчит. - Константина Симонова читали? - продолжаю допытываться я.- Василя Быкова? Леонида Мартынова? Валентина Распутина? Чингиза Айтматова? Александра Вампилова? Расула Гамзатова? Василия Белова? Бориса Васильева? Эдуардаса Межелайтиса?.. Из названных мною имен знакомыми ей оказались четыре. Про Шукшина сказала: - Да ведь это - киноактер... "Бориса Годунова", "Полтаву", "Медного всадника" не читала. О стихотворениях и пьесах И. С. Тургенева "что-то слышала"... - Вам знакомы произведения Шекспира? - Конечно, "Гамлет", сонеты... - В чьих переводах вы их читали? - А какое это имеет значение? - Писать по заданию пробовали? - Пока рановато...- скромно отвечает она. - Ладно. Сами не пишете, но стихи наизусть помните? - Нет, я их как-то плохо запоминаю. - Как вы относитесь к музыке? - А причем здесь музыка? (Гуревич С. Не отстать на старте// Воспитание школьников.- 1981.- № 4.- С. 63-64.)
Проанализируйте диалог учителя с ученицей. Какие просчеты в воспитании налицо? Почему иногда в школе рождаются полуслепцы, недомастера, неумельцы? Как строить учебно-воспитательный процесс, чтобы старшеклассники умели соединять то, что обязательно, с тем, что хочется? Задача 22. На Юру жаловались все: прогуливает, на уроках невнимателен. Мне казалось, мальчик хорошо соображает, но поглощен чем-то вне школы. Чем?
Я поехал к нему домой выяснить причину прогулов. Расстояние от школы до его дома было не близкое. Зачем он так удлинил путь до школы? Ведь школ рядом с домом достаточно. Дверь открыл отец.
- Вам Юру? Он еще в лаборатории. Присядьте, он скоро вернется. На фоне скромной обстановки выделялся огромный шкаф, набитый книгами. Смотрю корешки. Труды Бутлерова, Менделеева, вузовские учебники, номера журналов "Природа", "Наука и жизнь", "История химии", биографии ученых.
- Вы химик? - спрашиваю отца.
- Нет, слесарь. Химия, надеюсь, станет делом жизни Юры. Он ею увлекается в кружке Дома пионеров. Деньги на книги? Я даю, да и сам он уже два года подрабатывает. А школу выбрал, узнав, что ваши ребята проходят практику в институте имени Д. И. Менделеева. (Гуревич С. Не отстать на старте Ц Воспитание школьников.-1981.-№ 4. -С. 65-66.)
Чем можно объяснить устойчивое увлечение мальчика химией и равнодушие к учебным занятиям в школе? Объясните причины такого противоречия. Как использовать учителю увлечения мальчика в формировании познавательных потребностей как важного условия всестороннего и гармонического развития его личности?
Задача 23. Ответ Лизы Скрипченко был очень хорошим. Но учительница попросила: - Прочти, пожалуйста, стихотворение какого-нибудь советского поэта? - Можно я прочту свое собственное стихотворение? - Конечно,- ответил один из ассистентов, Олег Владимирович.- Только напишите это стихотворение на листе бумаги и сдайте потом нам. Стихотворение было о счастье, о недосягаемости идеала, в стремлении к которому человек совершенствуется как личность: В спорах решаем мы часто, Есть ли на свете счастье, Сложное или простое, Маленькое или большое... С автором стихотворения можно спорить, но отказать ему в определенных способностях, в ищущей мысли было невозможно. Даже как-то не верилось, что такие раздумья могли занимать шестнадцатилетнюю школьницу. Олег Владимирович воскликнул, потрясая листком, на котором было написано стихотворение: "Ну и умница! Позавидуешь тому, у кого есть такие ученики". Затем, положив листок на самое видное место, вышел из класса. Когда вернулся, стихотворения на месте не оказалось. - Ольга Васильевна,- шепотом обратился Олег Владимирович к соседке,- не у вас ли стихотворение Лизы Скрипченко? Я бы хотел его переписать. - Стихотворение? - переспросила та.- Нет, не у меня. Я видела, как вы его положили на стол, а брать не брала. Спросите у Эммы Ивановны. Но та тоже стихотворения не брала. Олег Владимирович стал его искать. Оказалось, что его отправили уже в стопку черновиков. - Как могло попасть туда стихотворение? - возмущался Олег Владимирович. - Что ж тут удивительного? - вразумляли его коллеги.- Ведь оно, как и другие черновики, написано на листе со штампом. Скрипченко нам стихотворение прочла. Чего же его теперь беречь? Олегу Владимировичу стало не по себе от этого спокойного разъяснения. (Красов Н. Стихотворение // Воспитание школьников.- 1977.- № 6.- С. 69-70.) О чем говорит этот случай со стихотворением? Если учитель перестал удивляться чему-нибудь в детях, особенно яркому, оригинальному в них, может ли он успешно решать задачи коммунистического воспитания? Какую взаимосвязь вы видите между личностной характеристикой учителя и его влиянием на учащихся?
Задача 24. У Володи Гусева были неплохие музыкальные способности. Мальчик занимался в музыкальной школе по классу баяна и гордился этим. Он стал уделять больше внимания игре на баяне, чем урокам. Однажды Володя опоздал на занятия. - Что случилось? - спросил учитель. - А я занимаюсь в музыкальной школе,- спокойно ответил мальчик.- На что мне ваша литература? Вся жизнь держится на музыке, на звуках. Отними их у жизни, и она исчезнет. - Нельзя противопоставлять один вид искусства другому,- убеждал учитель.- Нельзя их отрывать друг от друга. Ты же себя просто обкрадываешь да еще как будто этим гордишься. Однажды, заглянув в класс, учитель увидел Володю и нескольких ребят, столпившихся вокруг него. Что-то не получалось в песне. - Ну что, не идет песня? - спросил учитель. - Да вот ноты достал, да, наверное, переписаны не так. Не получается - и все,- огорченно сказал Володя. - А ну дай-ка я попробую. Володя весело засмеялся, поняв слова учителя как шутку, и подал баян. Учитель привычно вскинул ремни на плечи и... заиграл.
- А что же вы до сих пор ничего не говорили? - спросил Володя.
- О чем?
- Да что вы так играете на баяне.
- А зачем?
С тех пор Володя стал относиться к урокам литературы как-то иначе. И с ребятами стал доступнее, проще. Своей музыкальной одаренностью перестал кичиться. (Просянников М. Репетиция//Воспитание школьников.- 1979.- № 5.- С. 70-71.)
Проанализируйте ситуацию. Что изменило отношение Володи к урокам? Как относиться к одаренным детям? Стоит ли их приобщать к разным видам деятельности? А может быть, школа должна создавать условия для развития природных дарований ребенка, не отвлекая его на другие дела? Правильно ли поступил учитель?
Задача 25. Новый классный руководитель разговорился с одним из учащихся своего класса. Игорь рослый, уверенный, если не сказать самоуверенный, подросток-шестиклассник. Он толково стал объяснять классному руководителю, почему он хочет стать летчиком сверхзвукового самолета...
- Прости, пожалуйста, Игорь,- остановил его учитель,- а что практически ты уже сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?
- А что я могу,- удивился Игорь.- В аэроклубе даже на парашютное отделение не принимают. Вот вырасту...
- Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь?
- В хоккей иногда играю, а зарядку нет, не успеваю...
- А по математике у тебя какие успехи?
- Ничего, балла четыре, наверное, будет... - В авиамодельном кружке занимаешься? - Кружок у нас школьный закрылся, а во Дворец пионеров далеко ездить. - В радиотехнике разбираешься? Игорь молчал. А классный руководитель с огорчением ему сказал: - Ты же не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое уметь, многое знать, в том числе и математику, и физику, и черчение... Кто же мешает тебе уже сегодня готовиться к своему звездному часу?.. (Маркуша А. Право на выбор профессии // Воспитание школьников.- 1978.- № 2.- С. 10.) Как помочь Игорю приблизиться к своей мечте? На развитие каких качеств личности следует обратить внимание классному руководителю при организации воспитательной работы с подростками? Что важнее в младших и средних классах - ориентировать школьников на развитие строго определенных способностей или создавать условия для проявления разносторонних способностей? На что ориентировать: на "уровень" образования или на область применения человеческих способностей и увлечений?
Задача 26. У одноклассницы Муськи,- вспоминает учительница,- была пишущая машинка. Она на ней подрабатывала, перепечатывала различные материалы. Как-то после выходного дня Муська сообщила: "Вчера совсем не занималась, целый день стучала на машинке. Зато теперь обеспечена по крайней мере концертов на пять в консерваторию". За такой обеспеченностью она гналась. А платье-то у Муськи было одно-единственное на все случаи жизни, а ее туфли..." И от воспоминаний учительница перешла к тому, что ее очень волновало: "А современные мои ученицы? Это хорошо, что у моих девочек туфли не такие, какие были у Муськи, и не по одной паре. И им вовсе не обязательно весь выходной день напролет "стучать" для заработка. Но у них другие теперь потребности: они просят денег на замшевую сумку с бахромой, на батник, на перчатки, на колготки и снова на сумку, только вот на билеты в театр никогда, а картинная галерея им "до лампочки", а галерея ГУМа - источник вожделенных радостей, а билеты на концерт им не нужны. Неужели изобилие вещей порождает вещизм и все вытекающие из него последствия?" (Могилевская Г. Опасная болезнь - своекорыстие // Воспитание школьников.- 1978.- № 2.- С. 71-72.)
В чем же причины преклонения перед вещами? Где источник бездуховности? Может ли учитель "вылечить" своих воспитанников от подобных "заболеваний"? Каковы пути воспитания у школьников высоких духовных потребностей?
Задача 27. В маленькой сельской школе организовали хор. Стали ежегодно устраивать внутришкольные праздники песни и конкурсы между классами на лучшее исполнение песен. Результаты оценивало жюри. В него вошли педагоги и активисты хора. Почетные награды присуждались классу, который не только хорошо спел, но и красиво вышел на сцену. Принимался во внимание внешний вид ребят, дикция, с какой объявляли очередной номер программы, дирижерская культура и то, насколько дисциплинированно ребята ушли со сцены. Уходя со сцены, каждый класс из артистов превращался в слушателей, и жюри придирчиво следило, как вели себя недавние исполнители, рассевшись в зрительном зале: если ты умеешь петь, то должен уметь слушать - этому тоже необходимо учить... Хористы часто собирались все вместе слушать музыку по радио. А потом шумно обсуждали услышанное на своеобразных музыкальных диспутах. Время летело незаметно. Наступил первый маленький юбилей: хор отметил свое пятилетие. С тех пор каждую весну коллектив хора отмечал свой день рождения специальным концертом. Систематически в коллективе практиковались интересные встречи, поездки, капустники, очередные выступления. После каждого выступления в студии возникает неторопливый и нелицеприятный разговор: как пели сегодня, как выглядели, что следует в будущем учесть. На этих "летучках" можно говорить все, что угодно, любые критические замечания высказываются свободно в любой адрес. Но одно правило обязательно, нерушимо: недоброжелательное отношение запрещается. В работе студии главное: не выработка профессионального мастерства, а организация правильного процесса воспитания, в котором гармонически слиты начала чисто профессиональные с началами нравственными. Дело вовсе не в том, изберет ли впоследствии кто-то из студийцев профессию певца или хормейстера, главное то, что где бы ни работали воспитанники, они будут нести людям накопленные в детские и отроческие годы богатства своего духовного мира. (Струве Г. Эстетика и этика неотделимы //Воспитание школьников.- 1979.- № 2.- С. 62-64.)
Проанализируйте работу студии. Как вы относитесь к постановке и решению воспитательных задач руководителями студии? Не целесообразнее ли направлять одаренных детей уже с ранних лет в строго определенное профессиональное русло?
Задача 28. Ребята в школе звали его Валерка-стриж. И действительно, если посмотреть на него со стороны, держа в руках секундомер, то за шесть уроков и пять перемен трудно засечь его спокойным хотя бы пятнадцать секунд. Валерка приносил с собой в школу вихрь мальчишеских порывов, шалостей, незаконченных уличных дел. Они поглощали его энергию, будоражили на уроках. Учился он плохо, хотя был способным.
Валерка тяготился делами класса. Когда ему говорили: "Останься, сегодня придут знатные гости - орденоносцы",- он все равно убегал. Не хотел он разучивать песни и "участвовать" в художественной самодеятельности, не хотел коллективно читать "Пионерскую правду", не хотел присутствовать на пионерских сборах.
Как-то вожатый Леша схитрил:
- Валера, сегодня сбор звена, так ты не мешкай и после звонка - домой.
Мне тоже не хочется сидеть, так и я с тобой. Только ты меня за углом школы подожди. Хорошо?
- Хорошо,- обрадовался Валерка.
Так Леша сумел найти "подход" к Валерке. Домой они шли вместе. Мальчишка разоткровенничался:
- Надо скорее на базар бежать, добывать корм голубям. Надо лезть на крышу и ставить шест. К вечеру надо Витьке-футболисту папирос достать, которые я ему проиграл... Так неожиданно перед вожатым раскрылась "программа практических дел" подростка, которую задала ему улица. (Спирин Л. Утверждение действием // Молодая гвардия.- 1967.- 12 дек.) Проанализируйте "программу практических дел" подростка. Можно ли сказать, что она полностью направлена на формирование антиобщественного поведения, что в ней отсутствуют здоровые познавательные интересы и потребности, которые можно было бы использовать для развития у подростка высоких познавательных потребностей, определивших бы перелом в его духовном развитии? Какими должны быть действия вожатого после его открытия?
Задача 29. "Как же часто ошибаются учителя и комсорги, когда говорят, что меня ничего не интересует, кроме хулиганства. Я учусь в IX классе, не комсомолец (не приняли). Зовут Славкой. Учусь на одни тройки и хуже. Общественной работой не занимаюсь (не доверяют). До VIII класса еле-еле тянул на тройки. Все называли лодырем и т. д. А еще мне тогда нравилась девчонка Света. Но она сказала, что вообще мне чего-то не хватает. Конечно, ведь в классе на меня никто не обращал внимания. Тогда-то я почувствовал себя одиноким и очень слабым. Настало лето. Я решил удивить всех и за лето сделаться взрослым. Познакомился с одной веселой компанией, начал курить и научился драться. Когда я пришел в IX класс, на меня уже обратили внимание, ребята меня "узнали". Да и попробуй-ка что-нибудь сказать против. Мои новые дружки вечером после школы покажут всем наглядный пример. А на школьном вечере та самая Светка пригласила меня на дамский танец. Но все равно, я понимаю, к чему может привести такая компания"1. 1 (Щекочихин Ю. Трудный подросток.- М.: Знание, 1979.- С. 10-11.)
Всегда ли виноват подросток в выборе сомнительного пути признания его личности? Как не допустить духовного обнищания в развитии подростков?
|